Шпаргалки. В повороте опасно! Из предыдущей главы мы выяснили, как ведёт себя автомобиль в зависимости от того на какой скорости он проходит поворот. Мы назвали эти скорости: заниженной, пограничной и критической. Теперь узнаем, что та или иная скорость прохождения поворота, позволяет или не позволяет делать, на дуге поворота.
"Заниженная" прощает. "Пограничная" и "критическая" нет
1)Резко снижать скорость.
2)Резко увеличивать скорость.
3)«Выжимать» сцепление и менять передачи.
4)Менять траекторию уменьшая радиус поворота (доворачивать руль).
Теперь объясню. Постараюсь быть кратким, но убедительным. Прежде всего договоримся, что в данном случае поворотом, мы называем движение автомобиля по дуге с повёрнутыми на определённый угол колёсами. Это может происходить как на реальном изгибе дороги, так и на прямом её участке, на перекрёстках и т.д.
1). Почему нельзя резко снижать скорость на дуге поворота? Давайте вспомним, что происходит с автомобилем при торможении когда он движется по прямой. Куда устремляется вся его масса? Вперёд по оси автомобиля, туда куда её толкают силы инерции, колёса при этом стоят прямо и катятся в туже сторону, что и автомобиль. А теперь представьте, что вы повернули руль и нажимаете на тормоз. Куда будут направлены силы инерции? По-прежнему прямо, а колёса пытаются повернуть автомобиль, в сторону. Пока скорость заниженная колёса побеждают даже при торможении. Но при «пограничной», а тем паче при «критической» скорости движения по дуге поворота, когда уже нарушается тонкий баланс сил и начинает доминировать центробежная сила, инерционные силы возникающие при торможении или при «сбросе газа» (порой достаточно даже этого) действуют по прямой помогая именно центробежной силе. Результат, стремление автомобиля соскальзывая на внешний радиус, распрямить дугу поворота и двигаться по прямой. К стати именно в подобных ситуациях, с началом скольжения, вы почувствуете разницу в поведении машин с разным типом привода. А пока колёса не проскальзывают поведение автомобиля на дороге от типа привода ( задний, передний, полный) не зависит.
2) Почему нельзя резко увеличивать скорость? Если вы двигаясь по дуге поворота на «заниженной» скорости нажмёте на газ, скорость вашего автомобиля будет нарастать, соответственно увеличится действие центробежной силы, и сначала она станет «пограничной» и лишь потом «критической». За это время, как правило автомобиль начинает выходить из поворота, колёса выравниваются, действие центробежной силы ослабевает – Вы успешно прошли поворот, в лучшем случае добравшись до начала «пограничной» скорости. Ну за исключением «особо одарённых» успевающих достичь «критической» скорости на каждом повороте. А если вы уже движетесь на «пограничной»? Добавьте газ, скорость станет «критической» и машина заскользит. Ещё раз хочу напомнить, что привычку «прибавлять газ» на дуге поворота человек приобретает проходя повороты ещё на «заниженной» скорости, поскольку она ему это прощает, он перестаёт замечать и бояться этого действия. Попадая в поворот на « пограничной» скорости, он рефлекторно «прибавляет газ» и тут же, почувствовав ещё больший крен или скольжение автомобиля, с испугу его отпускает или нажимает на тормоз – возвращаемся к пункту первому (нельзя снижать скорость). Как следствие автомобиль начинает терять свою траекторию. Хорошо если ещё так, а то ведь бывало человека от неожиданности «переклинит», он думает, что на тормоз нажимает ( первая защитная реакция), а сам забыл ногу с газа на тормоз перенести, вот веселуха то начинается, хоть святых выноси. В общем, возможны варианты. А если коротко. При увеличении скорости, растёт действие центробежной силы на автомобиль и это может спровоцировать боковое соскальзывание автомобиля за пределы дороги.
3) Почему нельзя менять передачи и выжимать сцепление.
Здесь не мешало бы вспомнить о том, что в коробке переключения передач: что-то там крутится. Да-да те самые шестерни о которых мы уже говорили. Одни из них больше, другие меньше и крутятся они соответственно быстрее или медленнее передавая обороты двигателя через остальную трансмиссию на колёса. При одних и тех же оборотах двигателя чем «выше» передача тем быстрее будут крутиться колёса. Короче если включить более «низкую» передачу, шестерня передачи попытаться прокрутить колёса медленнее, а если более «высокую» быстрее. В условиях недостаточного сцепления колёс с дорогой возникающего при «пограничной» и «критической» скорости прохождения поворота это всё равно что резко затормозить или прибавить газ. Возвращаемся к двум первым пунктам – на дуге поворота опасно тормозить, нельзя прибавлять газ. Для продвинутых «гонщиков» напоминаю, о самой распространенной реакции автомобиля, скольжении ведущей оси.
4) Почему нельзя менять траекторию сокращая радиус поворота ( докручивать руль в центр поворота).
Для начала условимся, что у любого поворота (проезжей части) есть ширина и мы можем по разному строить траекторию прохождения поворота. Либо по внешней стороне поворота, либо по внутренней, либо по середине или как-то ещё. Выбор за вами. Мы помним, чем круче поворот тем медленнее его надо проходить. Вернёмся к условиям недостаточного сцепления колёс автомобиля с дорогой при «пограничной» и «критической» скорости. Если для вашей траектории прохождения поворота скорость такова, что машина едва держится на дуге поворота или уже потихоньку сползает в бок, под действием центробежной силы. То в таком случае, стоит нам круче повернуть руль, как мы тут же получим все «прелести» движения на слишком большой скорости для увеличившейся крутизны поворота. Машина ещё больше соскальзывает с поворота. Попытки же тормозить приводят к ещё большему соскальзыванию. Ещё раз позвольте, покапать вам на мозги и напомнить, что привыкнув к однозначности ответных реакций автомобиля на заниженной скорости, в этой ситуации, где ответные реакции автомобиля неадекватны мы теряемся и либо «замираем в глубоком пардоне», либо на автомате производим управляющие действия из другой оперы.
Как выяснилось на дуге поворота практически нельзя изменять уже начатое действие, все основные приёмы управления автомобилем: работа газом, тормозом, переключение передач, руление грозят потерей управляемости. Конечно это так, но всё же есть некоторые нюансы. Ну во-первых ещё раз напомню, что «заниженная» скорость нам всё прощает. Большинство водителей именно на ней и проходит повороты, и уж если вам пришлось по какой либо причине, что-то сделать из вышеперечисленного, скажите себе «Даун, даун!» и в следующий раз постарайтесь не повторять ошибку, дабы не привыкать к опасному действию. Во-вторых умелый водитель может позволить себе регулируя степень соскальзывания, изменять траекторию. Для этого надо не только пройти разовый курс контраварийной подготовки, но и потом продолжать тренировки в течение всей Вашей автомобильной жизни. В-третьих на современных автомобилях «умная» электроника исправляет ваши неправильные действия при соскальзывании автомобиля. И всё же! Выработайте у себя безопасную привычку проходить повороты с постоянным лёгким газом, поддерживающим ту скорость движения автомобиля, до которой вы оттормозились при подготовке к повороту, без торможений, без переключений, за один поворот руля (без докручивания его на выходе из поворота). Потому как, либо электроника откажет не в подходящий момент, либо машина без всех этих систем попадётся (поверьте их ещё достаточно выпускается производителями), да и системы эти хоть и помогают но всё же в усредненных ситуациях и тем, кто хоть что-то понимает в скольжениях.
Источник: http://auto-pravda.ucoz.ru |