Автоправда (шпаргалки для водителей). Глава 5. Коробка переключения передач.
Сцепление непосредственно связано с коробкой переключения передач. Коробка переключения передач (КПП) - это следующее устройство, стоящее вслед за сцеплением на пути от двигателя к колёсам. Она действительно похожа на коробку от куклы на заднеприводном автомобиле или на коробку из-под торта, если это переднеприводной автомобиль.
Но не это главное. Важно, что в коробке внутри, а там, на специальных валах расположены шестерни. У пятиступенчатой КПП их, по крайней мере, шесть: это шестерни 1, 2, 3, 4, 5–ой передачи и шестерня заднего хода. Но оставим пока в покое шестерню заднего хода и поговорим об остальных. Все они разные по диаметру. Самая большая - шестерня первой передачи, самая маленькая – пятой. Главное предназначение шестерни, когда передача включена, - играть роль плеча (рычага) между двигателем и колёсами. А из учебника физики мы помним: "…чем длиннее плечо (рычаг), тем меньше надо приложить усилий, чтобы совершить какую-либо работу". У шестерни первой передачи самый большой диаметр, значит она и есть самое длинное плечо. Следовательно, двигателю с помощью первой передачи легче всего справляться со своей работой - вращением колёс и трудней всего с помощью пятой.
ВЫВОД: Автомобиль будет быстрее разгоняться и снижать скорость на первой передаче. И медленнее разгоняться и снижать скорость на всех остальных, вплоть до самой "высокой".
P.S.
Есть в КПП нейтральное положение, когда не включена ни одна передача, т.е. плечо (рычаг) между двигателем и колёсами отсутствует. В этом положении автомобиль совсем не будет разгоняться (если только не покатится под горку) и хуже всего будет снижать скорость (если вы отпустите газ и больше ничего не делая будете ждать, когда машина наконец то остановится). Кстати, при выжатой (нажатой) педали сцепления будет тот же эффект, поскольку двигатель отсоединён от трансмиссии и соответственно нет плеча (рычага), между двигателем и колёсами.
Длятого,чтобыубедитьсявправильностинашеговыводанапрактике,проведитеследующийэксперимент.Насвободномгоризонтальномучасткедорогизасекитепосекундомерусколькоповременизаймётразгонмашиныс20-тидо40-какм/час ( то естьувеличениескоростидвижениявдвое)сначаланапервой,затемнавторой,натретьейиеслинежалкодвигатель, начетвёртойипятойпередаче. Обязательнопопробуйтесделатьэтона«нейтралке».Послечегопроведитеобратныйопыт.
Разогнавмашинунапервойпередачедо40-какм/час,сбросьтегазполностьюивновьзасекитезакакоевремямашина,снизитсвоюскоростьвдвоет.е.до20-ти км/час.Итакспервой допятойпередачиинезабудьтепро«нейтралку»вконце.Результатыувидите сами. Кстати, чтобы не мучитьдвигательнеэффективнымиразгонамидо40-какм/часнавысокихпередачах,до39-ти км/часможете использоватьпервую, азатемсразуперейтинаискомуюпередачу. Едвадостигнув40-какм/час,сбрасывайтегазизасекайтевремя.