При покупке подержанных машин предпочтение традиционно
отдается в пользу тех экземпляров, что всю свою долгую или недолгую
жизнь колесили по каким угодно городам, но только не по Москве. Такой
выбор легко объясним: в регионах не используют убийственные для
автомобильного железа реагенты. Эта зима по своим последствиям для
кузовов как новых, так и старых машин обещает быть еще страшнее:
коммунальщики вновь начали разбрасывать по дорогам каменную соль, использование которой раньше находилось под строгим запретом.
Гнилые пороги, цветущие арки, многочисленные точки
ржавчины, поблекшая краска. Это удел не только «автохлама», но и вполне
еще бодрых иномарок, сошедших с конвейера 5-7 лет назад и никогда не
бывавших в серьезных авариях. Мутный хром, рыжие пятна на капотах,
дверях и элементах декоративной облицовки – такую печальную картину
можно увидеть и при взгляде на годовалых «японцев», «французов» или
«немцев». Виной тому – не производитель, сэкономивший на качестве
материалов, а жидкая «автомобильная смерть», которой щедро поливают
московские дороги зимой. Результат: черные обочины, склизкая жижа на
асфальте и гниющие автомобили.
Согласно исследованию
Межрегионального общественного центра (МОЦ) «За безопасность российских
дорог» и «Союза экологических общественных организаций», результаты
которого были опубликованы на днях, автомобилистам по окончании зимы
2012 года придется основательно раскошелиться на визиты в кузовные цеха.
То, что используется в качестве реагентов, уничтожает обувь, лапы
домашних питомцев и, конечно, проделывает коричневые дыры в кузовах
машин – ни о какой экологичности и безопасности говорить не приходится,
считают специалисты упомянутых выше организаций.
Первая,
по их мнению, опасность – каменная соль. «Обидно за владельцев
автомобилей. Есть реальный риск того, что мы вернемся к ситуации 90-х,
когда кузова машин после ежедневного «душа» из крепкого соляного рассола
сгнивали за один сезон», – в частности, заявил глава МОЦ «За
безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев.
«Во
дворах и на тротуарах, которые примыкают к объектам дорожного хозяйства,
мы применяем очень большие количества растворимых солей, которые с
большой долей вероятности попадут на зеленые насаждения, на объекты
озеленения и скажутся на состоянии почв и наших зеленых насаждениях
весной. Не зря шесть лет назад мы по требованию москвичей отказались от
использования хлористого кальция, хлористого натрия. Сейчас мы
возвращаемся, причем объемы в 10 раз увеличены», – в свою очередь,
рассказал в эфире радио «Сити-FM» заведующий кафедрой агроинформатики
факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков.
Вторая
опасность – то, что вместо гранитного щебня на асфальт сыпется мраморная
крошка. Результат легко заметить уже сейчас: дороги и тротуары сменили
привычный серый цвет на белый. К весне, считают экологи, этой пыли
накопится столько, что город окажется в «мраморном» тумане из пыли.
Которая осядет не только на фасадах домов, но и в легких москвичей и
которой основательно пропитаются автомобили.
Результат бездумного использования реагентов: черные обочины,
склизкая жижа на асфальте и гниющие автомобилиТретья
проблема заключается в том, что реагенты распыляются, рассыпаются и
разливаются как бог на душу положит. «Рассыпаются реагенты неравномерно,
иногда чуть ли не кучами, это сильно увеличивает концентрацию вредных
веществ, но не помогает бороться с гололедом. А вот чтобы решить
проблему на тех участках, куда реагенты не попали при первом нанесении,
дорожники просто используют дополнительное количество тех же реагентов. В
результате на дорогах вредных примесей оказывается больше, чем было бы
нужно при рациональном применении», – отметили представители МОЦа.
Но
одно дело, если реагенты вредят железу, и совсем другое – если они
представляют опасность для жизни: напомним, в конце октября 2011 года на
Боровском шоссе близ МКАД столкнулись сразу 13 автомобилей, и причиной аварии полицейские назвали использование нового реагента, который превратил дорогу в каток.
«Выяснилось,
что московские дорожные службы незадолго до аварии полили шоссе новым
составом, который должен к зимнему периоду укрепить асфальт, в том числе
скрепить микротрещины. По предварительным данным, это привело к тому,
что коэффициент сцепления на дороге недостаточен», – заявил в беседе с
корреспондентом РИА «Новости»
источник в правоохранительных органах Подмосковья. Он также отметил,
что «эксперты провели замеры сцепления, которое в настоящее время
составляет 1,5 коэффициента, что также пока не достаточно для
обеспечения безопасности проезда по данному участку дороги».
Впрочем,
тогда столичные власти сразу же выступили с опровержением. И сейчас в
мэрии считают, что все используемые коммунальщиками вещества, включая
мраморную крошку и каменную соль, совершенно безвредны. «Тротуары,
пешеходные зоны сейчас обрабатываются мраморной крошкой и муравьиной
кислотой. Это абсолютно натуральные компоненты, безопасные для экологии и
людей. В связи с этим тротуары стали более светлыми. Обувь нужно только
помыть, почистить. Эти материалы не оставляют таких следов, как было
раньше», – заявил руководитель столичного департамента
жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Андрей Цыбин.
Насколько он прав, узнаем весной.
Александр Кузьмин