Фото с сайта
finamauto.ru
В редакцию www.finamauto.ru пришло
интересное письмо читателя, в котором он рассказывает о том, как
сотрудники ГИБДД пытались выдать один знак за другой.
Фактов подобного развода со стороны оборотней в погонах у нас накопилось
немало. А это значит, что пришло время поговорить и о ГОСТах,
касающихся дорожных знаков, чтобы вы, дорогие читатели, могли дать отпор
недобросовестным работникам ГИБДД на месте, не дожидаясь суда, который
любую дорожную ситуацию трактует не в пользу водителя, а в пользу его
обвинителей. Даже если водитель абсолютно прав (читайте предыдущие
статьи цикла «Развод ГИБДД»). Но сначала письмо:
"Здравствуйте! Живу в городе Наро-Фоминск, недалеко от Москвы. Вчера
столкнулся с нечестными ГИБДДшниками. Ситуация была следующая:
Есть у нас в городе памятник, находится он в глубине леса. Въезд к нему
был всегда свободный и частенько к нему ездят машины, молодожены и не
только. Туда ведет асфальтированная дорога. Съезд на данную дорогу
находится на повороте основной дороги, главной. Так вот, выезжаю я с
этого места, в 30 метрах от выезда вижу еле крадущуюся машину ДПС. Время
23:00, я еду один, ну грех не тормознуть! Приближаюсь к ним, как обычно
светомузыка, выбегает инспектор, тормозит. Я останавливаюсь. Подходит
сотрудник ДПС, представляется и просит документы. Посмотрев документы,
выдает фразу: «Вы знаете, что движение автомобилей запрещено по этой
дороге, ведущей к памятнику?». Повторюсь, там широкая асфальтированная
дорога, часто зимой проводят в лесу лыжные соревнования, машины ездят
там круглосуточно. Я объясняю, что, сколько живу в городе, ни разу
такого не слышал. На что он отвечает - вон на столбе висит знак -
движение запрещено! Я чуть не испугался - лишение прав, взятка крупная.
Выхожу из машины, и правда висит знак в 50 метрах от съезда на
второстепенную дорогу с главной. Знак прикреплен к фонарному столбу и
очень сильно отсвечивает от фонаря. Вроде знак действительно висит… но!
Подхожу к знаку посмотреть, что на нем нарисовано, и что я вижу! В
центре знака видны очертания цифр - ограничение скорости 20 км/ч. Сами
цифры стерты, но четвертинку нолика и небольшой силуэт двоечки
различимы.
Увидеть это издалека просто не возможно. Я подзываю инспектора, говорю,
что это какой то развод с его стороны, тут явно видны цифры. На что он
заявляет: «хулиганы подписали!» Я ему и говорю, что так не возможно
подписать – уж очень затерто! Следующая его фраза - «дорожники повесили
«бэушный знак», ранее использовавшийся для ограничения скорости».
Тут я окончательно понимаю - это просто развод и ничто другое! Я часто
читаю ваши статьи о недобросовестных инспекторах и знаю (у вас же и
вычитал), что у дорожных служб есть план по размещению знаков на дороге.
Думаю, там-то правда и прояснится! Объясняю сотруднику, что знаки четко
разделяются по действию и этот знак явно движение не запрещает, а
ограничивает скорость. В общем, теперь я перешел в наступление! В итоге
сотрудник отдает мне документы и говорит, что в следующий раз оштрафует.
Я ему в ответ: «На каком основании?» Кажется, он понял, что не
осуществится его коварный план, и пошел на попятную.
До конца не понятно, что обозначает данный знак и кто был прав, но
сотрудники ДПС явно этим пользуются!"
Это не единичный случай. Нечитаемостью, равно как и расположением
дорожных знаков не по ГОСТУ, работники ГИБДД пользуются очень часто.
Знак может быть потертым, как в описанном случае, закрываться ветками
деревьев или быть залепленным снегом, висеть слишком высоко или низко и
даже быть повернутым не в ту сторону.
Тут на помощь водителю придет знание ГОСТов. Что касается норм
изготовления и эксплуатации дорожных знаков, то запомнить нужно не так
уж и много. Этого будет достаточно, чтобы отвязаться от попрошаек на
месте и не доводить дело до суда. Кстати, очень важно – фотографируйте
сомнительный знак тут же, в момент спора, а не на следующий день или
даже через час. Суду и своевременный-то снимок не всегда годится, а уж
сделанный потом и вовсе не нужен.
В статье мы приведем только самые необходимые нам пункты ГОСТов,
касающиеся дорожных знаков. По ссылкам вы можете скачать полные тексты
перечисленных ГОСТов, и при необходимости изучить их все.
Итак, при изготовлении знаков производители следуют ГОСТ Р 52290—2004
«Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные.
Общие технические требования». Это на случай, если дорожные службы
изменили планку ограничения скорости, исправив цифру или нарисовав ее
заново простой кисточкой:
3.15 Отклонения линейных размеров каймы, символов, букв и цифр
изображений знаков всех типоразмеров не должны превышать ± 1 мм.
Отклонения линейных размеров поля знаков всех типоразмеров не должны
превышать ± 1 мм, а знаков индивидуального проектирования — ± 5 мм.
5.3.1 Изображения знаков следует выполнять световозвращающими
материалами или красками, обеспечивающими значения координат цветности,
приведенные в 5.6.1. (См. в файле, доступном для скачивания – прим.
редакции.)
5.3.2 Материалы для изготовления знаков со световозвращающей
поверхностью должны обеспечивать читаемость знаков в светлое и темное
время.
То есть на знаках нельзя что-то дорисовывать или затирать, так как они
сразу теряют свою силу и годятся разве что в качестве лопат. Равно
нельзя имитировать знаки, используя иные, не указанные в ГОСТе
материалы. Именно так сказано в ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения
дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и
направляющих устройств»:
5.1.2 Знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать
требованиям ГОСТ Р 52290 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям
ГОСТ Р 50597.
Последний упомянутый ГОСТ мы рекомендуем скачать и распечатать всем
автомобилистам, так как именно он является главным нашим орудием против
развода, типа «А там вон старенький знак за березкой стоял». В этом
ГОСТе Р 50597 говорится и о разметке, что видно из его названия: ГОСТ Р
50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному
состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного
движения». Но пока нас интересуют только знаки. И вот что в нем на эту
тему сказано:
4.1 Дорожные знаки
4.1.1 Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других
населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками,
изготовленными по ГОСТ 10807 (этот ГОСТ можно видеть в любой брошюре с
ПДД – это сами изображения знаков – прим. редакции) и размешенными по
ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке
дислокацией.
4.1.2 Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений,
затрудняющих их восприятие.
4.1.3 Для дорожных знаков со световозвращающей поверхностью в процессе
их эксплуатации допускается снижение удельного коэффициента силы света
(кдхлк(-1)хм(-2) до не менее: 35 - для белого цвета, 20 - желтого, 6 -
красного, 4 - зеленого, 2 - синего.
4.1.4 Средняя яркость элементов изображения дорожных знаков с внутренним
освещением (кдхм(-2) не должна быть меньше: 90 - для белого и желтого
цветов, 20 - зеленого, 10 - красного, 5 - синего. Яркость элементов
черного цвета не должна превышать 4 кдхм(-2).
4.1.5 Замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме
знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 суток
после обнаружения, а знаков приоритета – в течение суток.
4.1.6 Временно установленные знаки должны быть сняты в течение суток
после устранения причин, вызвавших необходимость их установки (тоже
частый повод для развода – прим. редакции).
Язык документа прост и понятен. Комментариев не требует. Цитирование
пункта 4.1.2 снимает любые претензии. Например, для случая, описанного в
письме выше: наличие цифры «20» мешает восприятию, если это знак 3.2
«Движение запрещено», или – затертость цифры «20» мешает восприятию,
если это знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости». В любом случае,
данный знак не имеет никакой силы.
В случае развода, подобного описанному, доставайте фотоаппарат и ищите
подходящий пункт нужного ГОСТа. Рваться в суд не советую (причины
– в начале статьи), но показать хитрому работнику ГИБДД, что обман не
пройдет, нужно. Дайте милиционеру место для отступления – он им
обязательно воспользуется. Параллельно выясните, как давно висит
испорченный знак и в курсе ли его непригодности дорожные службы. Если не
в курсе, то почему. Если дело все-таки дойдет до суда, то данная
информация может помочь. Только запрашивать ее, чтобы она имела силу при
разбирательстве, должен ваш адвокат. Счастливого пути!
ГОСТ
Р 50597
ГОСТ Р 52289
ГОСТ Р 52290
www.finamauto.ru