Безудержный рост цен на бензин, перебои с горючим в некоторых
регионах - все это свидетельствует о том, что в нашей
нефтеперерабатывающей отрасли далеко не все благополучно. Это беспокоит
нас - нефтяников, нефтехимиков. В диалоге с властями мы все время
затрагиваем эту тему. Недавно президент Российского союза химиков Виктор
Иванов, гендиректор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков
Виктор Рябов и я направили письмо в адрес главы правительства Владимира
Путина, в котором мы изложили свое видение проблемы.
Сегодня по состоянию нефтепереработки мы плетемся в самом хвосте.
Глубина переработки, которая у нас составляет около 70-72%, в развитых
странах уже достигает 95-97%. У нас, конечно, есть отдельные примеры
успешной работы в этом направлении. Вот недавно мы были в Башкирии, где
один из заводов "Уфанефтехима" тоже имеет глубину переработки 95%. Но в
целом наша нефтепереработка существенно отстает. Комплексный показатель -
коэффициент Нельсона, который дает представление о сложности процессов
переработки нефти, в среднем по миру составляет около 7 пунктов, в
Европе 8-9, у американцев 11-12, у нас 4,3 пункта.
Наши заводы нуждаются в серьезной реконструкции. Многие из них были
построены или до войны, или сразу после войны по ленд-лизу. Это,
например, заводы в районе Самары. Естественно, что технология, которая
там используется, совершенно не отвечает современному уровню.
У нас очень мало вторичных процессов. Из 28 заводов, которые мы считаем
более или менее нормальными, 12 вообще не имеют никаких вторичных
процессов, остальные 16 имеют по одному-два. Отсюда и низкий выход
светлых продуктов. У американцев выход светлых продуктов составляет
75-80%, а у нас около 50%. Это бензин, солярка, керосин. Поэтому, когда
спрашивают, почему у нас такая высокая цена на бензин, надо иметь в
виду, что американцы из одной тонны нефти получают 420 литров бензина, а
мы только 140.
Почему нефтяные компании не вкладываются в нефтепереработку? Ну,
во-первых, это не очень дешевое дело. Для того чтобы заменить одну
установку каталитического крекинга, надо затратить примерно 500
миллионов долларов. А у нефтяных компаний средств на это совершенно
недостаточно.
Прибыль всей нефтяной промышленности нашей страны в последние годы
составляет 25-30 миллиардов долларов. Тогда как только одна корпорация
Exxon Mobil в 2008 году получила доход 35,6 млрд долларов. За счет
чистой прибыли мы не можем решать вопросы технического перевооружения,
добычи, геологоразведки, социальные проблемы и многие другие. Поэтому
нужны определенные преференции для тех компаний, которые собираются
проводить реконструкцию своих нефтеперерабатывающих заводов.
Во-вторых, сегодня у нас очень мало собственного оборудования. На
комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов "Танеко" в
Нижнекамске, который строит "Татнефть", большая часть оборудования
поставляется из-за рубежа. Но за рубежом нас никто не ждет с нашими
заявками.
В последние годы наблюдается бум на рынке оборудования для
нефтепереработки. Китайцы строят очень много НПЗ: уже построили 98
заводов, сейчас строят 99-й. У американцев 147 заводов, часть мелких
заводов они даже закрыли, а другие постоянно обновляют оборудованием. На
Ближнем Востоке ведется довольно активное строительство
нефтеперерабатывающих мощностей.
Все это говорит о том, что проблему нужно решать в комплексе. Нужна
серьезная четко продуманная программа проведения реконструкции наших
НПЗ, развития нашей химии, нефтехимии и газохимии. Сюда же я бы включил и
проблему ценообразования.
Сейчас у нас никакой политики в области ценообразования нет. Мы в этом
отношении страна ситуации. Что-то случилось - сразу начинаем принимать
меры. А между тем сегодня цены носят ярко выраженный социальный
характер.
Я тут подсчитал, что средняя российская семья из четырех человек
вынуждена тратить только на бензин примерно 10% своего годового бюджета.
Это очень много. На Западе семья тратит не более 1-2%. Когда нам
говорят, что у нас бензин дешевле, чем в Европе, это не повод для того,
чтобы завышать цену. Да, бензин у нас дешевле, чем в Европе, но если
сравнивать с США, Венесуэлой, Кувейтом, Ираном, то бензин у нас намного
дороже.
Большинство европейских стран не имеют своей нефти, к тому же там
дорожный налог входит в состав цены на бензин. Поэтому надо все
соизмерять. Нужен какой-то подход к проблеме ценообразования,
индикативный или какой-либо другой. Может быть, есть смысл отталкиваться
от цены килограмма хлеба. Если мы говорим, что сегодня булка стоит 20
рублей, то бензин не может стоить дороже. Я считаю, что справедливая
цена на бензин у нас могла бы быть примерно 15 рублей. Ведь заводская
цена 10 рублей. А мы сегодня продаем литр 95-го за 30 рублей. Это очень
серьезный вопрос, требующий вдумчивого подхода людей, которые должны его
решать.
И уже совершенно недопустим дефицит топлива, который имел место в
апреле. Это надо ухитриться: в стране, которая добывает больше всех
нефти в мире, создать дефицит бензина.
Наша нефтепереработка нуждается в серьезном переоснащении. Некоторые
проекты сегодня реализуются. Взять тот же завод в Киришах, где проект
реализует "Сургутнефтегаз", "Роснефть" занимается заводом в Туапсе, ну и
ряд других объектов. Но серьезной государственной программы нет.
Я убежден, что нужно строить и новые заводы. Неправильно то, что мы
сегодня половину нефти вывозим за рубеж и таким образом поддерживаем там
нефтепереработку, создаем рабочие места. Нам нужно у себя строить
заводы и отправлять на экспорт бензин, дизельное топливо, керосин и
другие продукты переработки. Такой задачи у нас сегодня, к сожалению,
нет.
Да, с точки зрения простого счета сегодня торговать нефтью легче. Продал
- и голова не болит, а тут надо вкладываться, строить заводы, оснащать
их. Годы уйдут на то, чтобы окупить вложения. Но строить новые мощности
необходимо.
Необходимо развивать и газохимию. Газ Западной Сибири - это на 98%
метан. Но в перспективе газодобыча неизбежно будет смещаться на восток. А
там месторождения в основном нефтегазовые, и газ там содержит много
этана, гелия и других компонентов. Нужны технологии переработки такого
газа, нужно, чтобы уже сейчас наука на это работала.
Недавно в Оренбурге открыли месторождение так называемой матричной
нефти. Это не совсем нефть, а углеводородное соединение с
редкоземельными металлами, там их содержится очень много. Это ценное
сырье, которое нам нужно научиться извлекать.
Все это касается и попутного газа. Он загрязняет атмосферу, а мог бы
приносить большую пользу. Сейчас думают, как штрафовать компании,
которые не используют попутный нефтяной газ, а надо бы подумать о том,
как стимулировать те компании, которые занимаются разработкой новых
технологий использования попутного газа.
Российская Газета