На днях читаю в РГ статью «Люди в черном не пройдут» и прихожу к жутким выводам. Статистика, которая там приводится со слов лидера движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслава Лысакова, показывает, что «в прошлом году по вине водителей со стажем управления до трех лет совершено 16,4 процента всех ДТП с тяжелыми последствиями. Такие аварии новички совершают почти в три раза чаще, чем водители с большим стажем». Я конечно не Лобачевский, но примерно то в уме прикинул, если на долю неопытных водителей приходится 16,4 % тяжелых ДТП, а на долю опытных в три раза меньше, то вместе это составит не более 22% . И тут я задался вопросом, а кому же принадлежат остальные 78%? Ответ напрашивался сам собой – все остальные водители. И что же выходит? Самыми безопасными водителями у нас являются «новички» и «старички». Возникает закономерный вопрос – при чем тут автошколы?
А ведь именно плохую подготовку водителей в автошколах считает одной из основных причин высокой смертности на дорогах герой статьи Главный автоинспектор страны Виктор Кирьянов и иже с ним участники рабочей группы проекта "Единой России" "Безопасные дороги". Причину они видят в том, что «не создана система подготовки инструкторов и преподавателей». Пардонте?! А не под кураторством ли структуры возглавляемой многоуважаемым господином Кирьяновым создавалась нынешняя система обучения и сдачи экзаменов по вождению. Под её зорким оком мы, как говорится, «приплыли» к тому, что есть, а теперь это око заметило, что системы нет.
Между тем, система есть, только система эта изначально неверна, ибо основывается не на законах физики и геометрии, а на строгом соблюдении правил, придуманных людьми в начале прошлого, а то и позапрошлого века, когда не учитывались масса факторов влияющих на поведение автомобиля на дороге, а наивно считалось, что чем сильнее будешь нажимать на тормоз, тем быстрее остановится автомобиль. В результате в нескольких ключевых точках современных правил мы имеем противоречащие законам природы пункты.
Конечно, в том, что люди выходят из автошкол неподготовленными есть большая доля правды. Почему? Все банально, за 28 часов вождения фактически невозможно освоить управление автомобилем, если вы не умели делать этого раньше. Инструкторы, вынуждены готовить будущих водителей к экзаменам, а не к жизни. Они такие же заложники системы, как и ученики. Измените систему, изменятся и инструкторы. Почему бы, например, не увеличить число часов вождения в автошколах? Хотя бы часов до 100? Тут уж самый бездарный инструктор, с любым, или почти с любым, самым бездарным учеником столько накатаются, что из «полуфабриката», глядишь, конечный продукт получиться, или, по крайней мере, слегка обжаренный.
Однако, по мнению участников экспертного обсуждения «качество обучения молодых водителей упирается не столько в количество часов, сколько в преподавательский состав». В связи с чем, вместо увеличения часов вождения, предлагается создать кафедру или школу дополнительного образования инструкторов на базе МАДИ.
Я же могу предположить, что, создавая систему дополнительного обучения инструкторов, мы получим, под прикрытием заботы об интересах одних, защиту интересов совершенно других. Как минимум, доклад в вышестоящую инстанцию о проведении «огромной» работы, а как максимум дополнительную «кормушку» при сертификации инструкторов.
Беда и инструкторов, и учеников, и тех кто собирается «доучивать» инструкторов, не в том, что современная автошкола не может обеспечить требующийся уровень обучения вождению. Это-то как раз, легко достигается, увеличением количества часов вождения. Беда в том, что сам этот уровень, не имеет должного основания и подобен колоссу на глиняных ногах.
Сверху - умение видеть знаки, выполнять их требования, не пересекать линию краски нарисованную на асфальте, не превышать установленную скорость, не возобновлять, не начинать, не продолжать и т.д. и т.п. Снизу - доведённые до автоматизма приёмы управления рассчитанные на идеальные, тепличные дорожные условия и ситуации. Да и те, как выясняется, плохо учат. Только весь прикол в том, что в предаварийных, экстремальных ситуациях, эти «тепличные» приёмы управления автомобилем не годятся и ведут к полной потере управляемости. Вот тут то у нас всё и рушится. Основа не та.
Базой, фундаментом являются умение правильно с определённой и никак не меньшей скоростью рулить, правильно тормозить, учитывая некоторые особенности тормозных систем, правильно разгонять машину, управлять ей в скольжениях. Знать как будет реагировать автомобиль на ваши управляющие действия, уметь корректировать свои действия по ходу развития ситуации. Правильно строить траектории в повороте. Уметь распознавать потенциальные опасности впереди и многое другое, что не связано напрямую с ПДД., но без чего по большёму счёту все остальные наши знания и умения весьма условны
Не могу не сказать пару ласковых слов по поводу затронутой в статье темы светоотражающих средств на одежде в тёмное время суток. Всё понимаю - дети, домашние животные, люди за городом на неосвещённых дорогах, должны иметь подобные элементы. Но рекомендовать надевать их при походах в туалет на обочине, это уж слишком! Дело это вроде как интимное, а тут на тебе: жилет светоотражающий надел и сиди, светись, занято мол. Носить их в населённых пунктах? Улицы получше бы освещали, а то проезжаешь через большинство наших селений ночью, впечатление такое, будто бы в позапрошлый век попал, темно хоть глаз выколи. А в Москве-матушке, ежели все пешеходы «светится» будут, вот иллюзион то начнётся, мало там автомобилей, которые слепят фарами, так ещё и пешеходы всей толпой сверкать начнут. Может всё-таки организуем уличное движение как положено? Переходы, где многополосное движение, под землю уберём или сверху перекинем, а где по одной полосе в каждую сторону, светофоры с «кнопочками» поставим, и тогда не придётся крутить по телевидению дурацкий ролик с дёргающимися светящимися человечками, который больше напоминает рекламу ночной дискотеки, чем напоминание о вполне реальной опасности.