МВД выполнило сомнительно попахивающее
нанофутуризмом поручение премьер-министра Медведева и официально
предложило оснастить все российские машины специальными радиометками.
Военизированные подчиненные чем хороши? Какую только ерунду им
ни прикажи — все выполнят. Пусть даже по-солдафонски кирзово, но
обязательно. Или хотя бы сделают дурашливо-серьезный вид, что пытались. В
конце этого лета, например, закинул кто-то гаджетолюбивому премьеру
нашему Медведеву в голову мысль, что неплохо бы поддержать госбюджетно
еще и некоторых поставщиков RFID-оборудования. Мол, конкурировать за
контракт с каждым супермаркетом надоело уже. Хочется денег много и
сразу. И премьер-министр немедленно откликнулся: поручил МВД,
Минкомсвязи и Минторгу проработать вопрос превращения всей страны в
аналог супермаркета — придумать, как оснастить все госномера автомобилей
идентификационными RFID-метками. Таким образом, надо понимать, Д.
Медведев, как чуткий руководитель, вник в проблему грязных и нечитаемых
номерных знаков.
Напомним, что с RFID-технологией знаком любой, кто хоть раз в жизни
спустился, скажем, в московскую подземку. Магнитная карта и турникет при
входе на станцию представляют собой стандартную RFID-систему. «Билетик»
содержит малюсенький чип с антенной. А желтый кружок на турникете —
антенна-ридер. С ее помощью компьютер запрашивает у карточки информацию о
количестве оплаченных поездок и записывает на него новую — о списании
одной поездки.
Аппаратура, применяемая в RFID, может работать в достаточно широком
частотном радиодиапазоне: от 135 кГц до 2,45 ГГц. Все зависит от
конкретных условий и задач, поскольку дальность считывания может
колебаться от нескольких миллиметров, как в случае с карточками на
метрополитен, до 100 метров.
И вот, строго как указал любимый руководитель, МВД подготовило свои предложения по внедрению RFID-систем
в повседневную автомобильную жизнь. Другими словами, придумало причину
для присасывания к «бездонной титьке» госбюджета еще и поставщиков этого
добра. Заметим, что когда премьер четыре месяца назад толковал о чипах в
номерном знаке, он, видимо, даже не подозревал, что в подведомственном
ему МВД уже который месяц готовится новый регламент,
по которому номера сможет изготавливать любой лицензированный частник.
Которому никто встраивать в государственные регистрационные знаки
никакие чипы не даст — мало ли что он там напрограммирует!
Именно поэтому МВД придумало присобачивать идентификационные чипы
(виртуальные пока еще) на лобовое стекло машины. И отправило свои
задумки премьеру. Мол, будет этот электронный дубликат госномера висеть
на лобовом стекле каждой из более чем 50 миллионов российских машин, а
специальное оборудование будет считывать с него информацию на расстоянии
десятков метров. И выявлять таким образом нарушителей ПДД. И штрафовать, штрафовать, штрафовать их! И ни грязь, ни прилипшие листики, ни защитная пленка не помешают идентифицировать супостата!
Полицейская идиллия, не правда ли? А еще немалый профит выйдет для
тех, кто будет потом устанавливать по всей стране (!) RFID-ридеры. На
фоне «налогового маневра» властей, вызванного оскудением доходов казны,
очень своевременное предложение. Эксперты говорят о десятках и сотнях
миллиардов рублей, которые потребуются для создания работающей сети
RFID-приемников и системы обработки информации.
Но самое восхитительное в этой истории не это.
Ни продвинутый в электронное будущее премьер, ни кирзовые
«разработчики» из МВД, видимо, не в курсе, что сама идея
RFID-идентификации машин в российских условиях просто обречена стать
дорогой, но неработоспособной игрушкой. Хотя бы потому, что любая
RFID-метка — устройство достаточно уязвимое с точки зрения
помехостойкости. Радикально исказить ее ответ ридеру может даже не особо
сильный магнит, находящийся рядом. А еще разработчики любой
RFID-системы в обязательном порядке предусматривают в ней программные
«черные ходы» — для ее последующего обслуживания и наладки. Поэтому
практически со стопроцентной гарантией можно говорить, что найдутся
умельцы, которые научатся взламывать код этой премьерско-полицейской
нанотехнологической игрушки и «перепрошивать» метки, установленные на
машинах автомобилистов, вводя туда неверные данные. Соответственно,
штрафы за нарушения ПДД будут идти не нарушителю, а кому-то еще.
Таким образом, уже сейчас ясно, что если правительство решит вводить
эту RFID-систему, то деньги, на нее потраченные, будут выброшены на
ветер. Хотя нет! На какой ветер?! В карманы совершенно определенных
граждан, чьи конторы выиграют (причем обязательно!) все положенные
правительственные тендеры и конкурсы…