Самый массовый легковой автомобиль
Горьковского автозавода. Как и предыдущая модель, «Двадцать четвертая»
проектировалась не «под копирку», а на основе общих тенденций моделей
американского автопрома тех лет. Стилистически в экстерьере и интерьере
отчётливо угадываются черты таких автомобилей как Ford Falcon и Plymouth
Valiant образца начала 1960-х годов.
Основной агрегатной составляющей был
2.5-литровый бензиновый двигатель (85 или 95 л.с.) и механическая
четырехступенчатая КПП. На ограниченную партию машин устанавливался
5.5-литровый двигатель V8 в паре с «автоматом». Кроме того, советские
конструкторы пытались освоить установку под капотом ГАЗ-24 иностранных
шестицилиндровых бензиновых двигателей, а также французский дизель для
экспортных вариантов. Конструктивно ГАЗ-24 находился на уровне своих
американских аналогов, однако заметно уступал европейским автомобилям
того же класса.
Так же как и ГАЗ-21, новая «Волга» имела
множество кузовных модификаций и стала самой престижной массовой
машиной своего времени в СССР.
Всего с 1970 по 1992 год было выпущено 1
481 561 автомобилей ГАЗ-24. Модернизированные версии ГАЗ-24 выпускались
плоть до 2009 года.
ВАЗ 2101/Fiat 124
Сегодня вряд ли кто-то не знает, что
легендарная советская «Копейка» является лицензионной копией
итальянского Fiat 124 образца 1966 года, который в том же году получил
титул «Автомобиль года в Европе». В общем-то, советский автопром стал
по-настоящему массовым, начиная именно с ВАЗ-2101. С появлением этой
модели в Советском Союзе строится не только новый завод, но и дочерние
предприятия по его обеспечению, а также развивается автомобильная
инфраструктура для населения.
Несмотря на громкий титул, Fiat 124 не
был передовым автомобилем для своего времени, но отличался хорошими
потребительскими и ездовыми качествами при простоте конструкции и
невысокой цене. Технически ВАЗ-2101 точной копией Фиата не является, так
как последний изначально создавался в расчёте на хорошие европейские
дороги и теплый климат. В ходе ездовых испытаний наши инженеры
«перетряхнули» конструкцию почти всех узлов и агрегатов, сделав
автомобиль надёжнее в условиях отечественных реалий.
Для советских же автовладельцев того
времени ВАЗ-2101 стал настоящим технологическим прорывом по многим
параметрам, главным из которых был комфорт, как ездовой, так и
эксплуатационный.
Несмотря на то, что производство Fiat
124 было окончено в 1976 году, ВАЗ-2101 и все его последующие
модификации просуществовали на конвейере почти 42 года (!) с 1970 аж до
сентября 2012 года.
Москвич 2141/Simca-Chrysler 1307
Во второй половине семидесятых годов
прошлого века по примеру АвтоВАЗа новое руководство завода АЗЛК начала
поиск зарубежного партнера с готовой моделью, производство которой можно
было наладить в Советском Союзе. По концепции и цене, «новый Москвич»
должен был стать переднеприводным и занять место между массовыми
«Жигулями» и престижной «Волгой».
Выбор пал на французский автомобиль
Simca-1307 образца 1975 года, выпускавшийся дочерним подразделением
концерна Chrysler Europe. Также как и Fiat 124 в своё время, Simca-1307 в
1976 году получил титул «Автомобиль года в Европе». Конструкторы АЗЛК
полностью переделали переднюю часть автомобиля под установку
отечественного двигателя, заменили заднюю торсионную подвеску Simca
полунезависимой балкой с витыми пружинами и изменили кузовные панели.
Однако каркас кузова и общий облик модели, названной «Москвич 2141»,
повторяли французский автомобиль.
Главными достоинствами машины были
просторный и эргономичный для своего времени салон, а также неплохая
курсовая устойчивость и легкость управления. Недостатки – слабые
устаревшие двигатели от ВАЗ-2106 или Уфимского моторного завода.
Откровенно низкое качество сборки, комплектующих и коррозийной
стойкости, в конце концов, и погубившее автомобиль, а затем и весь завод
АЗЛК.
За историю существования «Москвич 2141»
было проведено несколько попыток модернизации, включая установку
дизельного мотора Ford и бензинового мотора Renault. Так же было
выпущено несколько модификаций в кузове седан, купе, пикап и проект
универсала. Все они так и остались штучными или выставочными.
«Москвич 2141» выпускался с 1986 по 2003 год.
Volga Siber/Chrysler Sebring/Dodge Stratus
К концу «нулевых» годов, на предприятии
ГАЗ очередной раз встал вопрос о замене архаичной по всем параметрам
модели «Волга», конструкции которой стукнуло, ни много ни мало, 38 лет.
По сложившейся советской традиции новой моделью было решено сделать
лицензионную копию уже снятого с производства в Штатах автомобиля
Chrysler Sebring (Dodge Stratus) образца 2000 года, тем более, что у
отечественного завода уже было соглашение с Chrysler на поставку
двигателей.
В итоге в 2008 году с минимальными внешними и техническими изменениями автомобиль пошёл в производство под названием «Volga Siber».
На машину устанавливался "родной" двигатель объемом 2.4 литра сначала с
четырехступенчатой автоматической, а затем с пятиступенчатой
механической трансмиссией. Были планы и по установке бензиновых
двигателей 2.0 и V6 2.7 литра, но им не суждено было сбыться.
Спустя всего два года, в октябре 2010,
из-за крайне низкого спроса производство Volga Siber было свёрнуто.
Провал объсним: отечественные потребители ждали новую «Волгу» - то есть
большой, конструктивно простой и дешевый автомобиль, а получили
относительно современную «иномарку» соответствующей стоимости.
С окончанием выпуска Volga Siber история
производства легковых автомобилей ГАЗ была закончена. На сегодняшний
день на освободившихся мощностях налажена контрактная сборка автомобилей
Skoda, Volkswagen и Chevrolet.
Всего с 2008 по 2010 год было выпущено 8 933 автомобиля Volga Siber.
Lada Largus/ Dacia Logan MCV
В 2009 году российские власти обратились
к руководству альянса Renault-Nissan с просьбой о модернизации завода
«АвтоВАЗ» (Франко-японскому концерну на тот момент уже принадлежало 25%
акций российского предприятия).
Было принято решение о совместном производстве новой модели - универсала Lada Largus,
который является лицензионной копией франко-румынского автомобиля Dacia
Logan MCV. Специально для новой модели были созданы или переоборудованы
новые производственные мощности. Кроме того, уровень локализации новой
машины превысил 60%, а к 2014 году должен составить 72%.
Агрегатно Lada Largus ничем не
отличается от своего европейского «аналога», который в ближайшее время
будет представлен уже во втором поколении. Под капотом находится
бензиновый двигатель 1.6 мощностью 84 или 105 лошадиных сил,
состыкованный с пятиступенчатой механикой. Изменения отечественных
инженеров свелись к «точечным» доработкам подвески, установке
пластиковых и резинных пыльников, брызговиков и защитных накладок.
Lada Largus доступен только в кузове
универсал, причем как в пяти, так и в семиместном исполнении. Также
существует грузовая коммерческая модификация. Рассматривается установка
автоматической трансмиссии. В любом случае, Lada Largus на сегодняшний
день – самая современная модель, выпускаемая под российским брендом.
По плану производство автомобиля должно продлиться до 2023 года.
На текущий момент из всех предприятий,
выпускающих отечественные легковые автомобили, «в живых» остался только
гигант «АвтоВАЗ» со своим дочерним предприятием «ИжАвто», да и то,
благодаря беспрецедентным финансовым вложениям со стороны государства. А
также группа компаний «Соллерс», которая сумела сохранить производство
внедорожников УАЗ.
Впрочем, «АвтоВАЗ» в ближайшее время
должен полностью перейти под контроль альянса Renault-Nissan, который
определённо сосредоточит усилия на выпуске в России собственных моделей
(пускай и под брендом Lada). А «Соллерс» уже сейчас сконцентрирован на
лицензионной сборке автомобилей Ford, SsangYong, Isuzu, а с конца 2012 года - Mazda.
Скорее всего, уже в ближайшие
десятилетия история легкового отечественного автопрома придёт к своему
логическому финалу. Оставив бесконечные попытки адаптировать и
модернизировать устаревшие собственные и западные аналоги, российские
предприятия просто станут производственными площадками мировых
автомобильных брендов.
В материале использованы фотографии с сайтов nnm.ru, motor.net.pl,
zp-avto.ru, dic.academic.ru, ned.ronet.ru, autowp.ru, telegraaf.nl,
wwww.zaz.su, tempauto.su, lada-largus.com, cep.sabah.com.tr.
Kolesa.RU