Прошедший день (2/10/12) оказался богат на статистические инновации.
Анонсированы сразу два нововведения, касающиеся вторичного авторынка:
первое – аналог американского Carfax в Москве, который позволит сбить
цены на подержанные машины; второе – единая информационная база
нотариата, куда попадут все кредитные автомобили.
Carfax по-русски
Узнать об интересующем его автомобиле все, что раньше было скрыто, в
том числе количество владельцев и ДТП, в которых он побывал, сможет
любой желающий уже через полгода. Департамент информационных технологий
Москвы и ГИБДД заявили, что хотят создать открытую базу VIN-номеров
машин, зарегистрированных в столице. Тем не менее, представители полиции
предупредили, что информации в базе будет минимум.
Так, планируется, что будут доступны исключительно данные о
предыдущих владельцах и об авариях, в которых ранее побывал автомобиль.
Однако второй пункт видится полезным едва ли. «По ДТП у нас в базах идет
сухая информация: автомобили-участники, кто виновник, данные из
протоколов о видимых повреждениях туда не вносятся — за ними лучше
обращаться к страховщикам», - пояснили газете «РБК daily» в столичной
полиции.
Впрочем, полицейские считают, что эта мера поможет пресечь коррупцию.
Особенно, когда речь заходит о продаже закрытых баз. «К сожалению, нам
не всегда удается пресечь продажу баз на сторону, а когда информация
будет в открытом доступе, естественно, эта коррупционная лазейка
прикроется», — пояснил источник в ГИБДД.
Напомним, впервые данный вопрос начали обсуждать в марте этого года,
когда возникла путаница с новым регламентом прохождения техосмотра.
Тогда инициаторы идеи предложили собирать совсем иные данные - о пробеге
автомобиля, о виде топлива и марке бензина, которым он питается и о
марке и типе резины. Таким образом, в России хотели создать некое
подобие американской системы Carfax.
К слову, в США база появилась в 1986 г., и понадобилось немало
времени на то, чтобы она действительно стала полезной для рядовых
водителей. Сейчас она отработана до мелочей - в базу Carfax вносится
информация обо всех регистрационных действиях (благодаря этому можно
выяснить, сколько было владельцев у конкретного автомобиля), визитах в
сервис и их причинах, данные о прохождении техосмотра и участии в ДТП.
Каждая запись дополняется указанием пробега на момент ее внесения в
«картотеку».
База кредитных автомобилей
Вторая новация – создание Единой информационной системы нотариата,
которое уже одобрил Совет федерации. Для автомобилистов она интересна
тем, что предоставляет возможность просматривать базу залоговых
транспортных средств, и, таким образом, распространенная схема
мошенничества с продажей машины, находящейся в залоге у банка, похоже,
уйдет в прошлое.
Полностью схема обмана выглядит следующим образом: некто (чаще всего,
приезжий) оформляет кредит в банке на покупку автомобиля, после чего
«продает» его находящемуся в доле перекупщику. Затем машина продается
третьему лицу – добросовестному покупателю, которого привлекла цена,
существенно ниже рыночной. Спустя примерно год, в течение которого
набегают штрафные санкции по неуплате кредита, банк обращается к
судебным приставам, которые забирают машину – и банк ее реализует.
При этом перекупщик формально чист перед законом, так как «не знал» о
том, что машина находится в залоге. Добросовестный покупатель может
подать в суд только на человека, который взял кредит, но его поди найди.
Тем более что у мошенника, скорее всего, не окажется имущества, чтобы
покрыть долг. Таким образом, взыскание с него денег остается крайне
туманной перспективой даже в случае выигрыша в суде.
Однако с введением в строй данной базы ситуация должна измениться. В
открытом доступе окажутся завещания и уведомления об отмене завещаний,
доверенности, дела о наследстве, уведомления о залоге движимого
имущества – и даже реестр удостоверенных брачных договоров. Узнать -
является ли автомобиль «обремененным имуществом» или нет – можно будет,
просто вбив его VIN-код. Точку в этом вопросе поставит президент – закон
уже ждет его подписи.
Что это дает
«Русский Carfax» позволит узнать всю историю автомобиля и, по задумке
ГИБДД, скрыть, что он был в авариях, уже не получится. А значит, цены
на битые автомобили, которые в России составляют значительную долю
вторичного рынка, должны упасть. Проблемнее будет продать и машины с
криминальной историей. По мнению ряда экспертов, появление в открытом
доступе базы VIN-номеров поможет сбить цены на ряд моделей на 5-10%.
Такое мнение, в частности, озвучил руководитель автомобильного
направления сайта Avito.ru Сергей Баландюк в комментарии «РБК daily».
Однако ряд экспертов высказываются против возможно нововведения,
назвав инициативу противоречащей установленным на российском рынке
правилам. «Лично у меня вообще вызывает сомнение реализуемость самой
инициативы. Дилеры вряд ли будут предоставлять информацию об автомобиле и
ее владельце третьим лицам — без согласия клиента делать это мы не
имеем права», - отметил президент ассоциации «Российских автомобильных
дилеров» Андрей Петренко.
Что касается Единой информационной системы нотариата, то ее создание
призвано заполнить пробел в законодательстве, позволявший мошенникам
действовать по указанной выше схеме. Все дело в том, что Гражданский
кодекс РФ предусматривает переход всех обременений, связанных с
имуществом, на нового владельца – знал он о них или нет. «Сегодня каждый
пятый продаваемый на вторичном рынке автомобиль находится в залоге. Но
не всегда продавец сообщает об этом покупателю», - цитирует РИА
«Новости» члена профильного комитета Совета Федерации Михаил Капура.
Новый закон призван решить эту проблему. Он обязует Федеральную
нотариальную палату не только создать базу данных, но и обеспечить
доступ неограниченного круга лиц к сведениям реестра. Последнее будет
организовано удобно: информация будет выложена в открытом доступе в
интернете.
На данный момент серьезный вопрос в этих, безусловно, полезных
инициативах возникает одно – правильная база автомобилей должна быть
единой, куда сливаются все данные, в том числе от ГИБДД, страховых
компаний и банков, выдающих автокредиты. В данном же случае не совсем
ясно, каким образом обе базы будут связаны между собой. Пока они слишком
параллельны. И, конечно, аналог Carfax исключительно по Москве без
поддержки этой идеи в регионах не даст ровным счетом никакого результата
– если условием для продажи битой и восстановленной машины по
завышенной цене будет выезд из Москвы на территорию, к примеру, Орла, то
в Орле ее и будут продавать.
AutoNews.ru