Фото с сайта en.timeturk.com
Тише едешь – встанешь в пробку. Нарушишь несколько правил – выиграешь
во времени сам и поможешь улучшить общую эффективность автомобильного
потока.
Именно к таким ошеломляющим результатам пришли ученые Шведского
Университета в г. Умео. Психологи уверены, что строгое соблюдение часто
навязываемых правил дорожного движения приводит к возникновению
«воронок» и других ловушек для водителей, и как результат вызывает
образование заторов и многокилометровых пробок, пишет Physics Buzz.
И наоборот, при объезде частью водителей препятствия в виде
сломавшегося или еле плетущегося авто в нарушение ПДД справа либо по
встречной полосе, общий поток выравнивается и средняя скорость движения
возрастает, что способствует улучшению ситуации на дороге.
Так что, в следующий раз, когда в утренней вялотекущей пробке
кто-нибудь, делая резкие маневры, будет перестраиваться из ряда в ряд,
"подрезая" другие авто, не спешите клеймить водителя, лучше скажите ему
спасибо, – считает исследователь Шведского университета Питер
Миннхаген.
Подобный феномен был выявлен в ходе создания компьютерной модели
одновременного перемещения большого количества людей через ограниченное
пространство, так называемого условного "коридора" - будь то пешеходный
переход, узкая пешеходная зона в час-пик и т.п. На компьютерной модели
ученые, разделив все пространство на квадраты подобно шахматной доске,
произвольно помещали группу людей в тот или иной квадрат. Как и люди в
реальной жизнь, компьютерные пешеходы имели возможность делать
краткосрочные остановки, например, чтобы завязать шнурок или сказать
пару слов, случайно встреченному знакомому.
Постепенно в эксперимент было введено несколько индивидов, поведение
которых выбивается из общих норм. С каждым новым прогоном в модель
вводилось все большее количество подобных "нестандартных" единиц. И
если поначалу скорость перемещения ухудшалась, то с увеличением числа
"нарушителей" произошел неожиданный перелом: когда число непослушенцев
достигло 40%, скорость людского потока существенно увеличилась. Таким
образом, наличие определенного количества нарушителей помогает избежать
затора в ситуации, которая в обычных условиях приводит именно к
образованию пробки, будь то из людей или автомобилей. Нарушители
выступают своеобразным катализатором.
Профессор университета Альберты (Канада) Моррис Флинн, проводивший
исследование законов движения транспорта посредством
машинно-математических методов, согласился с применимостью выводов
своих коллег из Шведского университета к законам автомобильного мира.
"Нарушители прокладывают собственную тропу, - говорит Флинн. – Они
разбавляют вредную концентрацию совершающих одни и те же ошибки
послушных водителей". В качестве примера Флинн привел знакомую всем
ситуацию, когда соблюдение ПДД при наличии тихохода на дороге в одну
полосу для каждого направления вызывает огромное скопление автомобилей.
Ученые, тем не менее, советуют всем без исключения водителям
соблюдать дистанцию, так как нарушение этого правила не улучшит
эффективность движения, а скорее наоборот. Всем "нарушителям" ученые
советуют помнить: "Нарушая, всегда будь готов к тому, что рядом
окажется еще один нарушитель!"
Autorambler,