Toyota переходит от защитной политики к наступательной – руководство
компании утвердило новую стратегию развития фирмы, которая должна
помочь компании переключиться с борьбы с кризисом на завоевание новых
позиций на рынке. В первую очередь Toyota намерена сделать ставку на
масштабную унификацию комплектующих для своих моделей.
Президент компании Toyota и внук ее основателя Акио Тойода рассказал
журналистам издания Automotive News о новой стратегии компании, которая
поможет японскому автогиганту перешагнуть отметку в 10 млн реализованных
автомобилей в год.
Удерживающая позицию крупнейшего в мире производителя автомобилей
компания Toyota уже в течение четырех лет борется с последствиями
многочисленных кризисов, начиная с финансового в 2009 году и заканчивая
последствиями катастрофического землетрясения в Японии в 2011 году,
которое нанесло колоссальный ущерб всей японской индустрии
автомобилестроения.
«Ни одной компании в нашей индустрии не удалось продать более 10
миллионов машин за год, но мы хотели бы достигнуть такого показателя, –
рассказал журналистам Тойода. – И сделать это мы намерены с помощью
стратегии TNGA». Компания ставила перед собой такую задачу в 2008 году,
но из-за кризиса выполнить ее не удалось.
Аббревиатура TNGA расшифровывается как Toyota New Global
Architecture, «Новая глобальная архитектура Toyota». Данная стратегия
подразумевает одновременную разработку множества разных моделей и
широкое применение унифицированных модульных комплектующих. «Если
провести параллели с футболом, то это больше всего напоминает смену
расположения игроков на поле. Как главный тренер, я меняю защитную
тактику на атакующую», – заявил Тойода.
О появлении новой стратегии Toyota стало известно еще в 2012 году, но
детали начали появляться весной текущего года, а официальная
презентация TNGA состоялась в апреле. Первые автомобили, разработанные в
рамках новой концепции, будут представлены в 2015 году.
Первым
делом новая стратегия найдет применение в разработке переднеприводных
моделей, которые составляют около 50% всех выпускаемых компанией машин.
Точный список моделей пока не раскрыт, но японские бизнес-издания
утверждают, что гибрид-бестселлер Prius находится в их числе. Основными
целями нового подхода является сокращение издержек, а также увеличение
привлекательности автомобилей Toyota за счет хорошо отлаженного
механизма разработки моделей.
Исполнительный вице-президент и глава отдела НИОКР Toyota Мицухиса
Като рассказал, что новая стратегия позволит увеличить эффективность
разработки новых продуктов на 20–30%, а сэкономленные деньги и время
будут вложены в создание новых технологий, оптимизацию производства,
привлекательный дизайн машин и улучшение проектирования.
Помимо прочего, Toyota будет использовать больше компонентов,
отвечающих мировым стандартам, а не внутрикорпоративным. В компании
считают, что это положительно скажется на логистике и позволит сократить
издержки. В конечном счете планируется унифицировать от 70 до 80%
комплектующих в автомобилях Toyota, которые созданы на одной платформе.
Сейчас у таких моделей унифицированы только около 20–30% составляющих.
Теперь конструкторы Toyota будут разрабатывать новые модели в
соответствии с графиком их выхода – ранее об этом в компании не
беспокоились. Отныне компания разделена на четыре части, которые будут
заниматься работой в разных направлениях. Первое крыло Toyota будет
управлять дочерней маркой Lexus, второе – развитыми рынками (США и
Япония), третье – развивающимися рынками, а четвертое – разработкой
использующихся повсеместно технологий. Для укрепления новой системы
компания открыла несколько крупных исследовательских центров, которые
занимаются разработкой силовых установок и испытаниями в
аэродинамической трубе в Японии.
Нынешний президент компании Акио Тойода возглавил компанию в 2009
году, когда для компании настали трудные времена – впервые за семьдесят
лет Toyota терпела убытки. С тех пор Тойода сделал одним из своих
жизненных принципов борьбу за независимость компании от падений рынков,
курсов валют и других внешних факторов. Тойода постоянно стремится к
тому, чтобы компания развивалась. «Наша следующая модель – всегда наша
лучшая модель, – говорит Тойода. – Все потому, что, если мы скажем, что
построили свою лучшую машину, то рост прекратится. Для успеха нужно
всегда стремиться вперед».
Пока компании Toyota это удается, причем лучше, чем другим крупнейшим
автопроизводителям. В первом квартале 2013 года Toyota продала около
2,43 млн автомобилей – больше, чем конкуренты из General Motors (2,36
млн) и Volkswagen (2,27 млн).
Таким образом, Toyota, преодолев кризисы и катастрофы, вернула себе первенство по количеству проданных автомобилей.