Ради вступления в ВТО Россия обязалась единовременно снизить пошлины
на иномарки с 30% до 25%, а затем в течение семи лет – до 15%. Но цены
на автомобили от этого меньше не станут, уверены эксперты.
Как пишет газета «Ведомости»,
Россия согласилась снизить адвалорные пошлины на новые легковые
автомобили с 30% до 25%. Это произойдет с момента присоединения к
Всемирной торговой организации (ВТО), сообщил руководитель российской
делегации на переговорах Максим Медведков. По его словам, затем в
течение трех лет ставка останется неизменной, после чего ежегодно в
течение четырех лет будет снижаться примерно на 2,5 процентного пункта.
Чиновники планируют завершить процесс вступления в ВТО летом 2012 года.
Таким образом, к этому времени ставка пошлины составит 25%, а к лету
2019 года – 15%.
Еще сильнее в следующем году должна упасть пошлина на подержанные
иномарки возрастом 3-7 лет: с 35% до 25%. Затем в течение пяти лет
ставка меняться не будет, после чего за два года упадет до 20%. Как
пояснил М.Медведков «Ведомостям», специфическая ставка снизится с
1,2-2,8 евро за 1 куб. см до примерно 0,7-1,6 евро. Машин старше семи
лет договоренности не касаются, подчеркнул он. Сейчас для них действуют
запретительные ставки: от 2,5 до 5,8 евро за 1 куб. см (адвалорной нет).
По мнению руководителя ресурса auto-dealer.ru Олега Дацкива, летом
ждать снижения цен на иномарки не стоит: против этого сыграют инфляция,
рост маржи дилеров и дефицит наиболее популярных моделей. Поскольку
снижение пошлин будет очень медленным и займет семь лет, радикального
изменения в объемах импорта или стоимости автомобилей в следующем году и
в краткосрочном плане не произойдет, согласен партнер PwC Стенли Рут.
Никто из производителей не заинтересован в снижении цен, поэтому их
уровень после снижения пошлин будет зависеть от спроса, говорит
исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов: если он
останется высоким, то и цены не уменьшатся. По словам участников
отрасли, вопросы ценовой политики – полностью в ведении импортеров
автомобилей. Они в свою очередь отказываются прогнозировать изменение
цен, отмечая лишь, что пошлина – не единственное звено ценообразования.
Сейчас на иномарки приходится примерно треть продаж, и изменение
пошлин вряд ли повлияет на это соотношение, считает С.Удалов: планы
автоконцернов будут зависеть от себестоимости производства автомобилей в
России и затрат на логистику. Скорее всего они по-прежнему будут
производить в России массовые модели, а остальные – импортировать,
полагает эксперт. «Снижение пошлин может оказать воздействие в первую
очередь на планы японских производителей, таких как Honda и Mazda,
которые собирались запустить свои производства на Дальнем Востоке
(впрочем, планы Honda до сих пор официально не подтверждены), –
комментирует газете «Коммерсант»
Иван Бончев из Ernst & Young. – Возможно, они переориентируются на
импорт, поскольку объемы планируемых производств невелики, и на
окупаемость они выйдут как раз через семь лет, когда пошлина составит
17%».
«Скорее всего, снижение таможенных пошлин на легковые автомобили не
вызовет резкого роста их импорта – в Россию в основном ввозятся машины
средней стоимостью около 21 тысячи долларов, но наибольшим спросом
пользуются автомобили более бюджетного сегмента, которые стоят в среднем
18 тысяч долларов и будут собираться в России», – считает Михаил Пак из
ИК «Атон». А вот С.Рут ожидает, что через семь лет картина российского
автомобильного рынка радикально изменится: сильно вырастет производство
автомобилей на территории России.
АВТОСТАТ