Исследования показали, что в определенной рассеянности за рулем
виновато отнюдь не одно лишь ухудшившееся зрение – проблема в методе
обработки зрительной информации головным мозгом, меняющемся с годами.
Иногда объяснением причины, по которой водитель попал в аварию,
столкнувшись с другим авто или сбив пешехода становится элементарное «я
его не видел». И как бы банально это ни звучало, в ряде случаев это
чистая правда, а причина обусловлена изменениями, с годами происходящими
в головном мозге.
Ученые американского университета города Рочестер опубликовали данные
новейшего исследования, посвященного изучению методов обработки
информации зрительной частью коры головного мозга. Изначально к
водителям оно не имело прямого отношения, но в итоге оказалось полезным и
для них.
Взяв за основу ранние работы, в которых отмечалась связь между реакцией на движущиеся объекты и симптомами хронической депрессии,
а также одной из форм шизофрении, ученые поставили ряд экспериментов
над зрительной частью коры мозга, а именно тем ее участком, который
ответственен за обработку данных о движущихся объектах.
Для этого они использовали известный в медицине метод так называемой
транскраниальной магнитной стимуляции – говоря проще, воздействовали на
участки коры электромагнитным полем, временно угнетая их работу.
Выяснилось, что мозг человека с годами меняет методику обработки такой
информации: на первое место по важности выходят не сами объекты, а фон,
на котором они движутся. Это не раз отмечалось на практике. Например, не
заметив велосипедиста, сбивший его водитель имел четкое представление о
фоне, на котором тот двигался.
Ученые отмечают, что с точки зрения физиологии и эволюции, для
человека наибольший интерес и одновременно опасность представляют именно
движущиеся объекты: они могут быть либо «обедом», либо наоборот – есть
вероятность стать их «обедом». Пока человек молод и его физические
данные на высоте, мозг избирает именно такой способ обработки
информации. С годами он меняется: это удалось подтвердить
экспериментально, но однозначной причины пока не выявлено.
Не секрет, что поток зрительной информации, воспринимаемой человеком
огромен, и полная ее обработка не требуется, а в большинстве случаев
невозможна. Мозг выбирает «интерес» и «опасность» в ряде случаев
независимо от конкретного желания человека. Почему с годами
превалирующим становится фон, а не объекты – пока неясно. Но это вовсе
не значит, что работа ученых ставит крест на возможностях пожилых водителей, тем более, что о конкретном возрасте, в котором заметны изменения в методике обработки зрительной информации, не говорится.
Полученные данные позволят, со временем, разработать методики, способные повлиять на работу мозга и, возможно, вернуть пожилым водителям прежнюю остроту восприятия движущихся объектов.
Japancar.ru