Президент США Барак Обама подает жалобу в ВТО на китайские власти,
которые, по мнению Вашингтона, в рамках поддержки собственного автопрома
завышают пошлины на ввоз автомобилей в страну. По мнению экспертов,
утилизационный сбор, который взимается с ввозимых машин после вступления
России в ВТО, также противоречит правилам организации.
Политика КНР мешает американскому экспорту автомобилей. По мнению
Барака Обамы, китайцы завышают ввозные пошлины для американского
автопрома, что идет вразрез с правилами ВТО, куда КНР приняли в 2000
году. По данным The Wall Street Journal, сейчас пошлины на ввозимые в
Китай американские автомобили с объемом двигателя больше 2,5 литра
доходят до 21%, тогда как правилами ВТО регламентирована ввозная пошлина
– 15%. К тому же китайцы дополнительно повысили ввозной налог для
отдельных марок из США. Эта мера коснулась General Motors – для концерна
дополнительная пошлина составила 8,9–12,9% от заявленной стоимости, а
для автомобилей Chrysler – 6,2–8,8%. По подсчетам Белого дома, из-за
завышенных пошлин американские автопроизводители теряют ежегодно $3
млрд. В прошлом году под завышенные китайские пошлины попали 92 тысячи
автомобилей из Соединенных Штатов, что составляет 80% от американского
автоэкспорта в Китай.
О своем решении пожаловаться на Китай Обама объявит на своем
предвыборном митинге в Огайо, пишет американская пресса. В этом штате у
Обамы слабая поддержка со стороны избирателей, преимущество у его
соперника – Митта Ромни.
Заявление через ВТО заставить Китай понизить ввозные пошлины поможет
Обаме заманить на свою сторону почти 13% избирателей штата – именно
столько населения в Огайо занято на автомобильном производстве, отмечают
американские политологи. Автозаводы в Огайо в основном специализируются
на выпуске автокомпонентов. Жалоба Обамы будет рассматриваться
комиссией по урегулированию споров (DSB) Всемирной торговой организации.
Подразумевается, что этот орган беспристрастно и быстро разрешает
разногласия между сторонами. За то время, пока существует ВТО, комиссии
по урегулированию споров часто приходилось решать сложные, политически
мотивированные торговые противоречия между странами-участницами.
Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков в разговоре с корреспондентом
«Газеты.Ru» заявил, что рассмотрение жалоб в ВТО – длительный и сильно
бюрократизированный процесс. До санкций со стороны ВТО Китай
беспрепятственно может сохранять ввозные пошлины на прежнем уровне.
Более того, Рожков считает, что это политический ход Обамы для
привлечения избирателей на свою сторону и после выборов о жалобе Обамы
на Китай забудут.
22 августа этого года, после переговоров, которые длились более 17
лет, новым членов ВТО стала Россия. Следуя общим для всех членов
организации правилам, России снизила ввозные протекционистские пошлины
на легковые автомобили до 25%, а в течение следующих восьми лет они
упадут до 15%. Однако в противовес понижению пошлин был введен
утилизационный сбор. На легковую машину он составит минимум 26,8 тыс.
рублей, а для грузовых может достигать 1,5 млн рублей. Таким образом,
это нивелирует снижение ввозных пошлин.
По мнению Рожкова, утилизационный сбор как мера поддержки государства
по отношению к отечественном автопрому также противоречит правилам ВТО.
«Утилизационный налог – не что иное, как элемент протекционистской
политики со стороны государства», – говорит аналитик. Эксперт не
исключил, что автомобильные компании могут опротестовать утилизационный
сбор, подав жалобу в ВТО, как и Обама. Но, по мнению Рожкова,
вероятность того, что жалоба будет быстро рассмотрена, не велика. И
поэтому утилизационный сбор может существовать годами.
«Газета.Ru»