Составными звеньями новой технологической идеологии Mazda являются
высокоэффективные бензиновые и дизельные моторы, новая автоматическая
трансмиссия и модернизированная "механика", новый подход к
конструированию кузова, который позволяет снизить его массу на восемь и
при этом увеличить жесткость на 30 процентов, и новая конструкция шасси.
В рамках Женевского автосалона "Авто.Ленте" удалось поговорить с Хироюки Мацумото, вице-президентом и главным менеджером европейского центра научно-технических разработок Mazda, и расспросить его о деталях SkyActiv лично.
Авто.Лента: Расскажите о ключевых особенностях нового "пакета" технологий SkyActiv, технических, идеологических.
Хироюки Мацумото: SkyActiv - это некий набор технологий, которые
мы планируем использовать во всех новых продуктах Mazda. Его
идеологический посыл - совместить удовольствие от вождения с
существенным улучшением всех показателей, связанных с отношением к
окружающей среде. Речь идет о снижении расхода топлива, сокращении
выбросов СО2 и так далее.
При этом, у нас собственная стратегия достижения этих целей, отличная от
конкурентов. Вместо развития принципиально новых технологий мы решили
сфокусироваться на значительном повышении эффективности традиционных
двигателей внутреннего сгорания. Привычные нам моторы существуют
примерно сто лет, но на данный момент их эффективность составляет лишь
около 30 процентов, остальная энергия не используется. Поэтому многие
говорят, что двигатели внутреннего сгорания в условиях современного мира
уже неэффективны. Мы говорим - это не так. Их можно сделать
эффективными.
Хироюки Мацумото c 1999 по 2006 год работал в департаменте шумов и
вибраций компании Mazda - сначала простым менеджером, потом главным. В
2006 году он возглавил департамент шасси, а с апреля 2010 года занимает
пост вице-президента и главного менеджера в европейском центре
научно-технических разработок Mazda, Mazda Motor Europe. Закончил
университет Киото.
Большинство прогнозов говорят нам, что в течение следующих десяти лет
все большую популярность будут набирать электромобили. Однако самым
распространенным и самым массовым продуктом по-прежнему останутся
машины, использующие двигатели внутреннего сгорания. Причем речь идет не
только об обычных бензиновых или дизельных моторах, но и о гибридах - в
их силовых установках также используются ДВС.
Конечно, мы не можем оставаться в стороне от мировых тенденций, поэтому
скоро у "Мазды" появятся и гибриды, и электромобили, однако наибольшее
внимание мы будем уделять совершенствованию обычных двигателей и других
"базовых" технологий, используемых в современных автомобилях. Я поясню,
почему.
Технологии SkyActiv интересны не только с технической точки зрения - это
еще и очень точный маркетинговый ход, который позволит небольшому
японскому бренду существенно обновить линейку двигателей и трансмиссий
без крупных финансовых трат.
К примеру, мы хотим снизить выбросы СО2 в среднем по модельному ряду на
25 процентов. В случае с гибридными автомобилями, у которых уровень
выбросов углекислого газа примерно вдвое ниже, чем у традиционных ДВС,
это означает, что половина всех автомобилей в модельной линейке бренда
должны быть гибридами.
Если мы сделаем ставку на электрокары, вообще не выбрасывающие СО2 в
атмосферу, то электромобилем должна быть каждая четвертая машина в
модельной линейке.
Мы же выбрали наиболее простой и, как нам кажется, разумный вариант -
снизить на 25 процентов выбросы углекислого газа у всех моторов,
которыми будут комплектоваться наши автомобили в будущем. И все это мы
сделаем только за счет повышения эффективности уже существующих
технологий - за счет модернизации ДВС, коробок передач, шасси и
облегчения кузова.
Вот почему мы в "Мазде" считаем, что выбранный путь - правильный.
Если сейчас ДВС обладают эффективностью на уровне 30 процентов, то каков, по вашему мнению, предел их совершенствования?
Хороший вопрос… Мне сложно сказать, на сколько процентов мы сможем
увеличить их эффективность в ближайшие годы - это зависит от множества
факторов. Но определенно, у них есть большой потенциал, и этот потенциал
мы должны исследовать и развивать. Пусть постепенно, год за годом. Но
останавливаться нельзя.
Первым носителем технологий SkyActiv стал концептуальный кроссовер Mazda
Minagi. Помимо непосредственно моторов, в этот технологический пакет
входят также новые трансмиссии - автоматическая и механическая, а также
новая конструкция кузова и новое шасси. Правда, о деталях своих новинок
представители японской компании говорят неохотно.
За счет чего повышается эффективность традиционных ДВС?
Наша идея - взять лучшие качества бензиновых и дизельных двигателей и
создать некий набор технологий, которые могут улучшить каждый из этих
моторов. И вот теперь наши бензиновые агрегаты уже обладают топливной
эффективностью, сравнимой с современными дизелями. Плюс, теперь они
могут похвастать большим крутящим моментом на низких и средних оборотах.
Добились мы этого за счет снижения механических потерь в конструкции
бензинового мотора - трение в двигателе сократилось на 30 процентов, за
счет повышения степени сжатия до 14,0:1, за счет внедрения системы
изменения фаз газораспределения. А в дизельном двигателе наоборот - мы
снизили степень сжатия до той же величины, что и в бензиновом агрегате
(14,0:1), что позволило нам отказаться от дополнительных систем очистки
выхлопных газов от оксидов азота (NOx). Плюс, применили к дизелям
примерно тот же набор мер по снижению трения (на 20 процентов), снизили
массу мотора и внедрили системы изменения фаз подъема клапанов.
По вполне понятным причинам я не могу говорить про конкретные детали
наших технологий, зато могу сказать, что на выходе мы получили очень
эффективный бензиновый двигатель.
С высокой степенью сжатия в бензиновых моторах уже экспериментировал,
к примеру, концерн Volkswagen. Однако в итоге они отказались от таких
агрегатов. Учитывала ли "Мазда" опыт других автопроизводителей?
Это сложный вопрос. Я могу ответить так: при создании технологии
SkyActiv мы пошли собственным путем, без оглядки на конкурентов. И нам
кажется, что выбранная стратегия будет успешной.
"Русские журналисты задают очень сложные вопросы", - пожаловался Хироюки
Мацумото российскому PR-менеджеру "Мазды" после нашего интервью.
Действительно, на некоторые, казалось бы, несложные вопросы Мацумото-сан
отвечал не сразу, словно решая - что можно говорить, а о чем лучше
промолчать.
А почему вообще была выбрана такая концепция - развитие атмосферных
бензиновых двигателей? Ведь большинство крупных игроков на рынке
постепенно отказываются или уже отказались от атмосферников в пользу
турбомоторов, считая их более эффективными? Fiat, Volkswagen, Ford…
Мы считаем, что это был наиболее приемлемый для нас вариант. И
поставленную задачу - снижение расхода топлива и выбросов СО2 - мы
выполнили.
Но ведь "Мазда" - небольшая и не очень богатая компания. Почему вы
решили не искать технологического партнера среди крупных автоконцернов,
уже имеющих подходящие технологии?
Потому что внутренняя разработка оказалась выгоднее с экономической
точки зрения. Для внедрения технологии SkyActiv нам не придется
перестраивать заводы или производственные процессы, а значит, не
потребуются масштабные траты на приобретение дорогостоящего
оборудования. В итоге и нашим клиентам не придется платить больше за
более современные моторы.
Это, кстати, может быть еще одним ответом и на ваш предыдущий вопрос.
Вопрос об участии "Форда" в разработке компактного кроссовера Mazda
возник не на пустом месте - создать такой автомобиль с нуля достаточно
дорого и сложно, да и некоторое визуальное сходство Mazda Minagi с
концептом Ford Vertrek присутствует.
Разработкой перспективного кроссовера Mazda Minagi, представленного в
Женеве в качестве концепта, вы также занимались самостоятельно? Без
технологического партнера? Например, концерна Ford?
Minagi - это не только прототип будущей модели, но и демонстрация наших
самых свежих концепций: новой идеологии дизайна KODO и технологий
SkyActiv. И то, и другое мы создавали внутри компании "Мазда". Никакого
участия "Форд" в этом процессе не принимал.
В будущем, возможно, мы найдем общие интересы и продолжим наше сотрудничество с Ford, если оно будет выгодно обеим сторонам.
На какой платформе построен кроссовер Minagi? Mazda3?
Это новое поколение нашей платформы, созданной с применением технологий SkyActiv.
Это компактная платформа?
Скажем так - для не очень больших автомобилей. Да, скорее компактная.
Какая полноприводная трансмиссия будет использоваться в серийной модели? Та же, что на Mazda CX-7? Или стороннего производителя?
Это наша внутренняя разработка. Большего сказать пока не могу.
Выставочный вариант Mazda Minagi был оснащен 2,2-литровым дизелем из
новой линейки SkyActiv, механической КПП из того же пакета технологий и
полноприводной трансмиссией. Серийная модель будет обладать более
широким сочетанием двигателей и трансмиссий. Будет и переднеприводный
вариант.
Заканчивая разговор про технологии SkyAcrtive - будут ли новые моторы доступны в России?
Да. Мы планируем представить их на российском рынке в 2012 году, так же
как и технологию "стоп-старт". Но я говорю о бензиновых моторах -
дизельные двигатели мы пока не готовы продавать в РФ.
Из-за топлива?
Да, дизельное топливо в России пока недостаточно высокого качества.
А бензин? Двигатели SkyActiv наверняка будут чувствительными к качеству топлива.
Бензин - заметно лучше. Может быть, он пока не столь стабилен по
качеству, как нам хотелось бы, но проблем с надежностью из-за топлива мы
не ожидаем.
Auto.lenta.ru