С 1 апреля поставки новых автомобилей в дилерские центры практически
остановятся, предупреждают автопроизводители. Федеральное дорожное
агентство (Росавтодор) ввело такие жесткие ограничения движения по
весенним дорогам, что на федеральные трассы не смогут выехать даже
пустые автовозы.
Как пишет газета «Ведомости»,
приказ Росавтодора от 24 января 2012 года запрещает в течение месяца в
период с 1 апреля по 25 июня (конкретные даты устанавливают региональные
власти) передвигаться по ряду участков федеральных и региональных трасс
автомобилям с нагрузкой более 5-6 тонн на ось (при двухосной тележке).
При этом нагрузку в 5 тонн на ось имеет пустой автовоз, объясняют
участники рынка автоперевозок. За превышение надо платить компенсацию, а
в этом случае перевозки автомобилей зачастую становятся экономически
нецелесообразными.
Кроме того, задержка с вывозом готовой продукции с автозаводов может
привести к остановке конвейеров. «При утвержденных ограничениях мы не
сможем обеспечить непрерывность производства и поставок автомобилей», –
говорит представитель Renault в России Оксана Назарова. Ограничения
способны негативно повлиять на работу завода «Фольксваген Груп Рус» в
Калуге, так как складских площадей может не хватить, предупреждает
представитель группы Наталия Севостьянова. «Фольксваген Груп Рус» сейчас
разрабатывает альтернативный план для каждого региона России и просит
дилеров увеличить этой весной количество автомобилей в наличии, говорит
Н.Севостьянова. «Хендэ мотор СНГ» тоже постаралась создать большие
склады автомобилей в регионах, куда в период запрета перевозок
автомобили нельзя будет поставлять по железной дороге, сообщил
представитель компании.
По подсчетам компании «Тойота мотор», выплата компенсации увеличит
стоимость перевозок в среднем в 5-6 раз – например, рейс из Петербурга в
Москву подорожает примерно с 50 тысяч до 300 тысяч рублей. Это приведет
к росту цен на машины, что будет особенно ощутимо для покупателей
бюджетных автомобилей, говорит представитель компании. Так, затраты на
доставку автомобиля стоимостью до 20 тысяч долларов могут вырасти
примерно с 2-3% от его стоимости до 10%, приводит пример сотрудник
другого автопроизводителя.
Поставки автомобилей в дальние регионы России могут прерваться на
срок до двух месяцев, так как ограничения вводятся последовательно на
разных участках ключевых трасс, продолжает представитель «Тойота мотор».
Весной наблюдается повышенный спрос на автомобили, поэтому весенние
ограничения могут негативно сказаться на результатах продаж по итогам
года, резюмирует он.
Автопроизводители просят правительство установить нагрузку на
приемлемом уровне – участники рынка говорят о 8 тоннах на ось. Также
предлагается пока разрешить осуществлять перевозки ночью, как это
происходит с негабаритными грузами во время летней жары, или снизить
размер компенсации до экономически обоснованной. Но в Росавтодоре
заявляют, что изменение приказа не обсуждается. Вводимые ограничения
учитывают международную практику, состояние дорог (60% дорожной сети –
ниже нормативного уровня) и потребности населения, отмечают в
Росавтодоре. Действительно, ограничения в других странах есть, но они
там экономически просчитаны, возражают бизнесмены.
Жесткость ограничений в России обоснована необходимостью серьезного
ремонта дорог, подчеркивают в Росавтодоре. Отправители коммерческих
грузов могут весной платить компенсацию или оптимизировать перевозки.
Например, машины можно было бы возить по железной дороге или перегонять
своим ходом. По словам участников рынка, железную дорогу сложно
рассматривать в качестве полноценной альтернативы автотранспорту из-за
недостатка вагонов и роста тарифов.
www.autostat.ru