В эти дни Япония вспоминает жертвы опустошительного землетрясения и
пришедшего вслед за ним цунами. Автопроизводители тоже подводят итоги
непростого года.
Как пишет Japan Today, все японские автопроизводители уверенно заявляют
о том, что последствия катастрофы ликвидированы полностью. Более того, в
ряде случаев прогнозируемый урон оказался существенно ниже в
реальности. В то же время все без исключения компании главной причиной
столь быстрого восстановления называют невероятные усилия своих
работников.
Глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон (Carlos Ghosn) назвал
самоотверженные усилия персонала «настоящим чудом», а президент Toyota
Motor Акио Тойода (Akio Toyoda) сказал, что «глубоко потрясен» и
«совершенное работниками компании находится «за гранью воображения».
Если отринуть эмоции и обратиться к цифрам, то общий положительный
настрой все равно может найти подтверждение. Для Nissan Motor
календарный 2001 год принес рост продаж в 14% - компания произвела 4,67
млн. авто. Полностью разрушенный завод в префектуре Иваки сейчас
восстановлен и работает в обычном режиме.
Toyota Motor строила негативный прогноз, связанный с природным
катаклизмом, согласно которому, производство автомобилей могло
сократиться на 2 млн. единиц. Особую тревогу вызывало состояние главного
поставщика электроники - Renesas Electronics Corp. Однако итоги года
показали другую картину – компания потеряла в выпуске всего 370 000
авто, причем 220 тысяч из них – в течение первого месяца после
землетрясения. Уже в сентябре 2011 производство было полностью
восстановлено, но пришла другая проблема - наводнение в Таиланде.
Именно это происшествие основательно подпортило хорошие результаты не
только Toyota, но в большей степени у Honda. Эта японская компания также
заявила о полном восстановлении производственной цепочки в Японии, но
до сих пор борется с последствиями тайского наводнения.
Как бы то ни было, общий позитивный настрой японских компаний отражает
лишь конкретный момент – ликвидацию последствий. Здесь они не лукавят,
но нарастающий поток проблем может в ближайшее время осложнить ситуацию.
По факту – Toyota Motor откатилась с первого на четвертое место по
объему выпускаемых авто. Доля японских автопроизводителей на рынке США
составила 38%. Это, разумеется, прорыв после падения до 30% в первой
половине прошлого года, но все же не прежние 40%, которыми «японцы»
владели три года назад.
Настойчивее всех о новом витке кризиса в японской автомобильной
промышленности говорит Карлос Гон. По его мнению, растущий курс иены это
та проблема, с которой не выйдет справиться также легко, как с
землетрясением. Например, если курс доллара к иене падает всего на одну
иену, это приносит компании убытки в 20 млрд. иен (245 млн. долларов) в
год. Этой проблеме японские компании постараются уделить основное
внимание в ближайшей перспективе.