В эти дни Япония вспоминает жертвы опустошительного землетрясения и 
пришедшего вслед за ним цунами. Автопроизводители тоже подводят итоги 
непростого года.
 
 Как пишет Japan Today, все японские автопроизводители уверенно заявляют
 о том, что последствия катастрофы ликвидированы полностью. Более того, в
 ряде случаев прогнозируемый урон оказался существенно ниже в 
реальности. В то же время все без исключения компании главной причиной 
столь быстрого восстановления называют невероятные усилия своих 
работников.
 
 Глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон (Carlos Ghosn) назвал 
самоотверженные усилия персонала «настоящим чудом», а президент Toyota 
Motor Акио Тойода (Akio Toyoda) сказал, что «глубоко потрясен» и 
«совершенное работниками компании находится «за гранью воображения».
 Если отринуть эмоции и обратиться к цифрам, то общий положительный 
настрой все равно может найти подтверждение. Для Nissan Motor 
календарный 2001 год принес рост продаж в 14% - компания произвела 4,67 
млн. авто. Полностью разрушенный завод в префектуре Иваки сейчас 
восстановлен и работает в обычном режиме.
 
 Toyota Motor строила негативный прогноз, связанный с природным 
катаклизмом, согласно которому, производство автомобилей могло 
сократиться на 2 млн. единиц. Особую тревогу вызывало состояние главного
 поставщика электроники - Renesas Electronics Corp. Однако итоги года 
показали другую картину – компания потеряла в выпуске всего 370 000 
авто, причем 220 тысяч из них – в течение первого месяца после 
землетрясения. Уже в сентябре 2011 производство было полностью 
восстановлено, но пришла другая проблема  - наводнение в Таиланде.
 
 Именно это происшествие основательно подпортило хорошие результаты не 
только Toyota, но в большей степени у Honda. Эта японская компания также
 заявила о полном восстановлении производственной цепочки в Японии, но 
до сих пор борется с последствиями тайского наводнения.
 Как бы то ни было, общий позитивный настрой японских компаний отражает 
лишь конкретный момент – ликвидацию последствий. Здесь они не лукавят, 
но нарастающий поток проблем может в ближайшее время осложнить ситуацию.
 По факту – Toyota Motor откатилась с первого на четвертое место по 
объему выпускаемых авто. Доля японских автопроизводителей на рынке США 
составила 38%. Это, разумеется, прорыв после падения до 30% в первой 
половине прошлого года, но все же не прежние 40%, которыми «японцы» 
владели три года назад.
 
 Настойчивее всех о новом витке кризиса в японской автомобильной 
промышленности говорит Карлос Гон. По его мнению, растущий курс иены это
 та проблема, с которой не выйдет справиться также легко, как с 
землетрясением. Например, если курс доллара к иене падает всего на одну 
иену, это приносит компании убытки в 20 млрд. иен (245 млн. долларов) в 
год. Этой проблеме японские компании постараются уделить основное 
внимание в ближайшей перспективе.