Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила создание СП между
«Ростехнологиями» и альянсом Renault-Nissan, которое получит контроль
над АВТОВАЗом. По оценкам ведомства, после создания альянса общая доля
АВТОВАЗа и Renault-Nissan на российском рынке легковых автомобилей
превысит 35%. Как рассказал в интервью
газете «Коммерсант», гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов, в
середине декабря стороны подпишут окончательные соглашения и закроют
сделку. Стоимость сделки он не раскрыл, отметив, что цена пакета
рассчитывается исходя из перспектив АВТОВАЗа и доли рынка, которую он
занимает.
В мае альянс Renault-Nissan и госкорпорация «Ростехнологии»
договорились о создании совместного предприятия, а также о получении
Renault-Nissan косвенной мажоритарной доли в АВТОВАЗе. В соответствии с
соглашением альянс Renault-Nissan и ГК «Ростехнологии» передадут
принадлежащие им пакеты акций АВТОВАЗа в виде вкладов в капитал
совместного предприятия, которое будет контролировать крупнейшего
автопроизводителя в России. Как отмечается, создание СП Renault-Nissan и
«Ростехнологий» позволит ускорить выпуск новых моделей и передачу
технологий АВТОВАЗу, крупнейшему автопроизводителю в России.
Renault-Nissan планирует инвестировать порядка 750 млн. долларов, что
обеспечит французско-японской автопромышленной группе участие в
совместном предприятии в размере 67,13% к середине 2014 года. По словам
Сергея Чемезова, итоговая сумма сделки может измениться. К 2014 году
создаваемое СП приобретет весь пакет акций АВТОВАЗа, принадлежащий
инвестиционной компании «Тройка Диалог». Таким образом, совместному
предприятию будет принадлежать 74,5% акций АВТОВАЗа. Закрытие сделки
ожидается в июле 2014 года, сообщил Сергей Чемезов.
Компания Renault, которая в 2008 году приобрела 25% акций АВТОВАЗа,
инвестирует в совместное предприятие примерно 300 млн. долларов.
Компания Nissan, которая в настоящее время не является акционером
АВТОВАЗа, инвестирует порядка 450 млн. долларов. Процесс инвестирования
со стороны Renault и Nissan будет поэтапным вплоть до 2014 года.
Создавая совместное предприятие, ГК «Ростехнологии» дала согласие на
реструктуризацию существующих кредитов, выданных АВТОВАЗу. Это позволит
АВТОВАЗу усилить балансовые показатели и избежать дефицита ликвидности.
Как рассказал Сергей Чемезов, всего в кризис для поддержки АВТОВАЗа
через «Ростехнологии» было выделено 75 млрд. рублей в виде ссуды. Ссуду
на 25 млрд. рублей госкорпорация пролонгировала до 2032 года. Примерно
28 млрд. рублей, которые остаются в качестве займов в рамках соглашений
по сделке с Renault-Nissan, тоже пролонгируются до 2032 года. А за счет
допэмиссии и покупки непрофильных активов «Ростехнологии» списали треть
от общей задолженности.
На прошедшем в среду в Париже совете директоров АВТОВАЗа, в
частности, обсуждались изменения в менеджменте АВТОВАЗа после получения
Renault-Nissan контроля над предприятием. По словам Сергея Чемезова,
французская сторона заинтересована максимально сохранить российский
персонал в том соотношении, которое есть сегодня, и существенных
изменений в составе менеджмента не произойдет. Так, нынешний президент
АВТОВАЗа Игорь Комаров сохранит свой пост. Что касается состава совета
директоров, то в нем изменения произойдут в середине 2014 года после
выхода из состава акционеров «Тройки Диалог». Кроме того, Сергей Чемезов
и глава Renault-Nissan Карлос Гон договорились, что они будут
возглавлять совет директоров АВТОВАЗа по очереди. «До середины 2013 года
председателем буду я, – говорит Сергей Чемезов. – В июне планируется
очередное собрание акционеров, и возглавлять совет будет он, я стану
заместителем. Через год поменяемся».
Кроме того, на прошедшем совете директоров Карлос Гон подчеркнул
необходимость увеличения доли АВТОВАЗа на российском рынке. Поскольку
Renault хочет наращивать долю, он заинтересован в том, чтобы сохранить
бренд Lada и чтобы автомобили этого бренда занимали не менее 25%.
Совместно альянс Renault-Nissan и АВТОВАЗ должны занять более 50% рынка,
и возможности для этого есть, заявил Сергей Чемезов.
www.autostat.ru