
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) готов расстаться с долей в СП «GM-АВТОВАЗ». Как стало известно газете «Ведомости», 16,8% акций предприятия он предложил выкупить партнерам – GM и АВТОВАЗу, которым принадлежит по 41,6% предприятия.
Сейчас партнеры ведут переговоры о цене пакета банка, говорит 
представитель ЕБРР Ричард Уоллис. Он напоминает, что ЕБРР участвует в 
проекте с самого начала. В 2001 году банк вложил в капитал предприятия 
40 млн. долларов и предоставил ему кредиты на 100 млн. долларов. СП 
стало первым в России предприятием с участием крупного зарубежного 
автоконцерна.
В 2010 году, по данным СПАРК, выручка «GM-АВТОВАЗа» увеличилась почти
 на 60% до 13,3 млрд. рублей, чистая прибыль – почти в 5 раз до 1,35 
млрд. рублей. Вся компания может стоить 400-500 млн. долларов, а пакет 
ЕБРР – 70-90 млн. долларов, подсчитал аналитик «ВТБ капитала» Владимир 
Беспалов.
ЕБРР изначально выполнял в этом проекте роль посредника, который 
должен был следить за балансом интересов всех акционеров, говорит 
Уоллис. Банк оставался акционером СП даже во время кризиса 2008-2009 
гг., когда вся отрасль переживала непростые времена, продолжает он: 
«Компании нужна была поддержка, и мы ее оказали». Но ЕБРР не может быть 
вечным акционером в своих проектах, объясняет Уоллис, банк выходит из 
СП, чтобы использовать средства в других своих проектах.
Продажа доли ЕБРР принципиально не изменит баланс между акционерами 
СП, считает президент АВТОВАЗа Игорь Комаров. Каждый из партнеров после 
сделки будет владеть 50% акций. Продавать свою долю не будет ни GM, ни 
АВТОВАЗ, уверен И.Комаров: СП генерирует 80-90 млн. долларов чистой 
прибыли, а продажи Chevrolet Niva составляют существенную часть всех 
продаж GM в России. К тому же это единственное предприятие GM в мире, 
которое во время кризиса имело прибыль, добавляет он.
В перспективе мощности СП «GM-АВТОВАЗ» будут увеличены вдвое, говорит
 И.Комаров. Половина производства, по его словам, будет приходиться на 
GM, вторая половина – на АВТОВАЗ, здесь будут выпускаться новые 
Chevrolet Niva и Lada 4x4.
Прототип новой модели Chevrolet Niva, возможно, будет 
продемонстрирован в августе на Московском автосалоне, говорит 
представитель GM Сергей Лепнухов. Новая Lada 4×4, по его словам, 
появится на конвейере СП к 2014 году. Прибыли СП хватит, чтобы увеличить
 мощность и частично профинансировать разработку новой модели, замечает 
И.Комаров.
Одновременно АВТОВАЗ рассматривает возможность развития 
платформы 4×4 с Renault-Nissan – одна из моделей, возможно, в 
перспективе будет выпускаться под брендом альянса, говорит И.Комаров. 
Все модели будут разниться по цене, размеру, дизайну, интерьеру, 
добавляет он. Альянс Renault-Nissan не будет возражать против 
продолжения сотрудничества с GM, считает И.Комаров: «С точки зрения 
мощностей им интересно увеличить наши объемы и сделать новый продукт на 
базе Lada 4×4».
Правда, у альянса есть кроссовер Renault Duster на платформе Logan. 
Автомобиль выпускается на «Автофрамосе» с начала 2012 года. Это прямой 
конкурент Chevrolet Niva, указывает гендиректор аналитического агентства
 «АВТОСТАТ» Сергей Целиков, обе модели стартуют примерно от 450 тысяч 
рублей. Вазовская Niva 4×4, которая дешевле 400 тысяч рублей, находится в
 более выигрышном положении, считает он, но она уже устарела.
www.autostat.ru