За все хорошее рано или поздно приходится
расплачиваться. В декабре особо внимательные автомобилисты удивились
тому, что цены на бензин начали снижаться. Таким был результат договора,
заключенного между российскими властями и нефтяниками. Но длиться вечно
это не могло. Хватило лишь двух месяцев, чтобы цены вновь поползли
вверх. Пока – только оптовые.
Согласно данным
Росстата, впервые с ноября розничные цены замерли на одной отметке.
Ранее они снижались на 0,1-0,2% в неделю. Параллельно с этим выросла
биржевая стоимость бензина – до 4-5 процентов. Если учесть, что в марте
истекает срок договоренности об искусственном сдерживании цен на
автомобильное топливо, то перспектива вырисовывается самая неприятная:
уже в ближайшие недели каждый визит на АЗС будет обходиться дороже,
чем в январе или феврале. И все это – на фоне колоссальных запасов,
накопленных игроками рынка. То есть, топливный дефицит России не грозит,
и повтора весны 2011-го ждать не стоит. Но это, пожалуй, единственная
хорошая новость.
Единственное, что могло бы исправить ситуацию – это
новый договор между руководством страны и крупнейшими нефтяными
компаниями. Владельцы НПЗ в очередной раз сдержали бы цены, а в обмен
получили определенные налоговые преференции. Напомним, что на
сегодняшний день стоимость автомобильного топлива в нашей стране более
чем наполовину складывается из налогов. Их доля, по данным руководства
Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в США составляет 15 процентов
от розничной цены на бензин. В странах Старого Света – 70-80. А в России – 55-65 процентов.
«Полагаю,
повышение цен после выборов все же произойдет, хотя оно и не будет
очень резким. Важнейшим фактором здесь будет изменение стоимости
нефтепродуктов на мировых рынках. Если правительство решит не допустить
роста цен, ему придется идти на новые договоренности с нефтяными
компаниями», - с таким прогнозом в интервью «Коммерсанту» выступил директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков.
Остается
только один вопрос: готово ли правительство пойти на такой шаг. А в
этом есть большие сомнения. «Снизить (цены) мы можем, но это приведет к
тому, что возникнет дефицит, «вымывание» товара. Буквально двух-трех
дней будет достаточно. Компании просто не будут производить этот
продукт, будут делать из нефти другие продукты и гнать их за рубеж», -
ранее в феврале говорил премьер Владимир Путин.
О
том, что в сложившейся ситуации экспорт действительно более выгоден
также заявил глава Российского топливного союза Евгений Гаркуша.
Нефтяники считают, что путем повышения цен они могли бы отыграть
недополученную в январе прибыль – если разговор о налоговых льготах так и
останется разговором. А в ФАС и Минэнерго, между тем, полагают, что в
ближайшее время бензин дорожать не будет.
Надеяться
на лучшее все же не стоит, уверены участники рынка и независимые
аналитики. Несущественное подорожание бензина в марте может
трансформироваться в резкие ценовые скачки уже летом. Согласно самым
оптимистичным прогнозам, до конца текущего года стоимость автомобильного топлива в России вырастет на 15-20 процентов.
www.autonews.ru