Кадр телепрограммы Сегодня, архив
На рассмотрение в Госдуму внесен законопроект «О внесении изменения в
статью 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств». Его авторы – депутаты
от ЛДПР Сергей Иванов и Игорь Лебедев – предлагают отменить
обязательное предъявление доверенности сотрудникам ГИБДД. По мысли
авторов законопроекта, это упростит порядок предоставления гражданам
права управлять чужим автомобилем.
Как сказано в тексте законопроекта, «лица, указанные владельцем
транспортного средства в договоре об ОСАГО, получают право управления
данным транспортным средством на срок действия договора страхования без
каких-либо дополнительных документов, подтверждающих право управления».
Сейчас водитель обязан предъявлять правоохранительным органам как
доверенность, так и полис ОСАГО. Между тем, сведения в этих документах
дублируются. Так, в полисе ОСАГО можно указать лиц, допущенных к
управлению автомобилем. А наказание за эксплуатацию автомобиля без
полиса ОСАГО выше, чем наказание за отсутствие доверенности. Логично
исключить доверенность из списка документов, которые водитель обязан
возить с собой постоянно. Впрочем, полностью отменять доверенность
депутаты не предлагают.
По их мнению, ее необходимо сохранить как документ, обязательный для
предъявления при прохождении техосмотра, техобслуживания и ремонте, при
заключении договора страхования, выезде за границу. А также – в случае,
если в ОСАГО указан «неограниченный круг лиц, допущенных к управлению
транспортным средством».
В ГИБДД России «Газете.Ru» рассказали, что в инициативе думцев
действительно есть рациональное зерно. «Практика предоставления
доверенностей и институт обязательного государственного страхования
развивались независимо друг от друга, – пояснил собеседник. – Возможно,
нормы действительно следует консолидировать, однако все это требует
экспертной оценки возможных рисков».
В свою очередь, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев
Виктор Травин уверен, что инициатива депутатов недостаточна и к тому же
наверняка будет отвергнута.
«Это можно было бы назвать здравой инициативой, если бы она была
выдвинута в Европе лет 50 назад. Европейские страны начали освобождать
автомобилистов от излишней бюрократии примерно тогда. Для сегодняшней
России этот законопроект – только подтверждение того, что мы с трудом
отходим от бюрократической болезни. Даже если этот законопроект будет
принят, он окажется полумерой. Если бы можно было вписать в ОСАГО
неограниченное число людей и уже не переживать о доверенностях, это был
бы шаг вперёд. А если исключить необходимость предъявления только
отдельной категории чиновников и только в отдельных случаях – прорыва
тут нет». – считает эксперт.
По словам Травина, следует вообще отказаться от института
доверенностей, что уже сделано во многих государствах. «На каком
основании я катаюсь – это вопрос моих гражданских правоотношений с
водителем. Государству вообще не стоит вмешиваться в личные отношения
граждан с требованиями типа: «Докажите, что Петров вам доверил
автомобиль, а вы его не украли».
Если автомобиль не находится в розыске как угнанный, если он не
носит следов преступления и насильственного изъятия у хозяина, если он
вообще не вызывает подозрений в причастности к уголовному преступлению
– почему он должен волновать милицию?»
Эксперт напомнил, что сегодня водитель по закону обязан возить с
собой от 5-6 до 11 документов: водительское удостоверение, регистрацию,
полис ОСАГО, доверенность, свидетельство о техосмотре, медсправку,
гражданский паспорт, санитарный паспорт, путевой лист и т.д. «По этой
причине я уверен, что инициатива будет встречена в штыки и не пройдет.
Ведь чем больше документов – тем больше шанс, что какой-то из них
окажется оформлен неправильно. Следовательно, тем больше для гаишника
возможностей прижать водителя и заработать денег, – полагает Травин. –
Так что нам еще далеко до картинок из американского кино, в котором
Джон кидает Биллу ключи от машины и говорит «вечером верни». В нашем
варианте эта сцена растягивается на двухсерийный фильм со всеми
бюрократическими процедурами».