Команда Рольфа Рейтца (Rolf Reitz) из Университета Висконсин-Мэдисон
в США разработала технологию, позволяющую использовать преимущества
обоих видов топлива для двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Согласно
этой технологии, впрыск дизельного топлива и бензина в цилиндр
осуществляется последовательно в ходе каждого цикла, а соотношение
подбирается автоматически исходя из режима, в котором в данный момент
работает двигатель.
В режиме сильной нагрузки, когда, например, тяжело нагруженный
автомобиль едет в гору, оптимальное соотношение между бензином и
дизельным топливом составляет примерно 85/15, тогда как на ровной
дороге соотношение может быть примерно 1/1. Подбор этого соотношения
необходим для самовоспламенения топливной смеси в цилиндрах двигателя,
в противном случае автомобиль заглохнет.
"Роль дизельного топлива в смеси можно представить себе как роль
свечи зажигания, такой же, как и в обычном карбюраторном двигателе,
однако в данном случае вместо свечей работают капельки дизельного
спрея, воспламеняясь под давлением. Свойства такого топлива
контролируются временем впрыска дизельного топлива в цилиндр, уже
содержащий бензин, и количеством ДТ", - сказал Рейтц, слова которого
приводит пресс-служба университета.
Рабочая температура такого двигателя может быть почти в два раза
ниже, чем у обычного, что существенно снижает потери тепла и повышает
КПД. Кроме того, точный контроль процесса воспламенения топлива в
цилиндрах позволяет добиться более полного сгорания топлива с меньшим
выбросом микрочастиц несгоревшего материала (копоти) и токсичных
оксидов азота, выбрасываемых в атмосферу обычными дизельными
двигателями.
По оценкам автора доклада, переход всех автомобилей и грузовиков США
на такое гибридное топливо позволит сэкономить до трети всей
потребляемой этой страной нефти.
Свои теоретические концепции и модельные расчеты команда
исследователей подтвердила с помощью экспериментальной установки,
основу которой составляет переработанный дизельный двигатель карьерного
экскаватора фирмы Caterpillar.
Ученым даже удалось поставить мировой рекорд, заставив этот
сравнительно небольшой двигатель работать с КПД 53%. До этого самыми
эффективными среди двигателей внутреннего сгорания считались огромные
корабельные двухтактные дизельные двигатели с КПД 50%.
"Более того, за счет низкого давления впрыска эта технология может
быть перенесена и на маленькие двигатели легковых автомобилей, КПД
которых обычно не превышает 25%", - заключил Рейтц.
©
РИА Новости