Сначала этот бизнес поэтапно «кошмарили» таможенными пошлинами, теперь
его окончательно добьют проверки Россельхознадзора на наличие в
автомобиле вредоносных насекомых.
Отныне Россельхознадзор наряду с таможней будет стоять на страже
российских рубежей и проверять каждый ввозимый в страну подержанный
автомобиль. В официальном сообщении надзорного ведомства сказано, что
«в 2007 и 2008 годах при проведении досмотра выявлено 4290 единиц
техники с обнаружениями биологических материалов и почвы, насекомых в
живом и мертвом виде. Зарегистрировано 14 случаев обнаружения опасных
карантинных объектов – азиатской хлопковой совки, американской белой
бабочки, непарного шелкопряда, японского жука». Поэтому транспортные
средства, бывшие в эксплуатации, включены в «Перечень подкарантинной
продукции, подлежащей государственному карантинному и фитосанитарному
контролю».
С 15 июля, чтобы ввезти в РФ подержанный автомобиль, необходимо
получить в территориальном органе Россельхознадзора импортное
карантинное разрешение. Судя по кодам товарно-номенклатурного перечня
внешнеэкономической деятельности (ТНВД), перечисленным на официальном
сайте ведомства, в список на фитосанитарный контроль включены не только
легковые автомобили, но и автобусы, грузовой транспорт и спецмашины.
Для того, чтобы получить сертификат на ввоз, придется потратить
немало времени на сбор необходимых бумаг — это сведения об импортере,
указание склада временного хранения подкарантинной продукции, ИНН, КПП,
банковские реквизиты импортера, код участника Внешнеэкономической
деятельности (ВЭД) и наименование погранперехода, через который авто
будет ввозиться в РФ.
Кстати, товары, подлежащие фитосанитарному контролю, можно завозить
только через определенные пункты пропуска. На Северо-Западе для
автотранспорта это погранпереход «Бурачки» (российско-латвийская
граница). То есть, если автомобиль импортируется из Финляндии, то его
придется отправлять на пароме в Латвию и уже оттуда гнать в РФ. Затем
документы вместе с заявкой на получение сертификата направляются в
территориальный орган Россельхознадзора, где их рассмотрят в течение 30
дней. По результатам государственного фитосанитарного контроля
составляется акт, в котором будут отражены результаты проверки, и
только на его основе будет выдаваться долгожданный сертификат.
На вопрос о том, является ли введение фитосанитарного контроля за
подержанными иномарками заградительной мерой, источник «Росбалта» в
Федеральной таможенной службе (ФТС) ответил: «очевидно, это так». По
его словам, на этот раз функция по дальнейшему искоренению ввоза таких
автомобилей поручена Россельхознадзору, так как в плане таможенного
контроля осталось только запретить ввоз, а этого делать не хотят, чтобы
не нагнетать обстановку. Поэтому и был найден предлог для того, чтобы,
с одной стороны, не вводить запрет, а с другой — сделать ввоз
практически невозможным.
«Это удар по рынку, от которого и так мало что осталось», — сообщил
«Росбалту» эксперт в области автомобильного рынка Виталий Новиков. По
его данным, в 2008 году в Россию было ввезено около 300 тыс.
подержанных авто (на 70 тыс. меньше, чем годом ранее), в 2009 году
из-за заградительных пошлин и снижение потребительского спроса даже на
эти скромные цифры рассчитывать не придется. «Сегодня и так перекрыто
большинство лазеек для ввоза подержанных автомобилей. Но государство в
данном случае поступает недальновидно. Нужно всегда оставлять людям
выбор, а не бороться с рынком бюрократическими методами», — считает
эксперт.
Кроме того, есть опасения, что государство не ограничится только
одними подержанными иномарками и потом возьмется за другие импортные
товары. «Предложенная процедура может быть применена и к новым машинам,
и к другим товарным позициям», — отметил ведущий консультант ООО
«ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев. По его словам, подобного рода
«нетарифные ограничения» в отношении нежелательных к ввозу товаров
вполне способны существенно сократить их импорт. «Не будет ничего
удивительного, если в ближайшем будущем при импорте потребуются и иные
новые документы, так как можно проверить не только, есть ли в машине
жучки-вредители, но и не радиоактивна ли, к примеру, она, и т.д., и
насколько электролит в аккумуляторе соответствует российским
стандартам», — размышляет эксперт.
В последнее время наметилась стойкая тенденция по искоренению
импорта. Хотя руководители государства неустанно повторяют, что
протекционизм — это зло для экономики. На деле происходят обратные
процессы. Повышаются ввозные таможенные пошлины даже на те товары,
которые в России толком не научились производить. Прежде всего это
касается автомобилей.
Руководство страны считает, что заградительные меры эффективны.
Поэтому правительство РФ в ближайшие годы сохранит высокие импортные
пошлины на подержанные иномарки, сообщила в июне глава
Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Министр добавила, что принятые
правительством меры «сработали». По ее словам, при помощи пошлин
удалось избежать резкого скачка цен на отечественные авто. В качестве
же следующей заградительной дубинки или мухобойки выбран
Россельхознадзор. Ему предстоит нелегкая работа — выискивать
мифического шелкопряда в хороших автомобилях.
|