В понедельник
премьер-министр РФ Владимир Путин согласился
с предложением Минпромторга изменить условия предоставления льготных
автокредитов - займов, часть процентной ставки по которым (чуть больше восьми
процентов) субсидируется за счет государства. Если в первой редакции правил
предоставления льготных кредитов максимальная стоимость приобретаемого
автомобиля была ограничена на отметке в 350 тысяч рублей, то теперь эта сумма
увеличилась почти вдвое - до 600 тысяч рублей.
Кроме того, в два раза
был снижен и первоначальный взнос за приобретаемую на льготных условиях машину
- с 30 до 15 процентов от ее стоимости. Максимальный срок кредитования теперь
ограничен 36 месяцами, а не 31-м декабря 2011 года, как раньше. К тому же,
льготные кредиты теперь будут выдавать не только на легковые модели, но и на
автомобили с максимальной массой не больше 3,5 тонны - то есть, на покупку
коммерческого автотранспорта.
Путин поддержал еще одно
предложение Минптомторга - привлечь к госпрограмме новые кредитные организации.
Если на первом этапе в программе участвовали только три государственных банка -
ВТБ24, Россельхозбанк и Сбербанк, то теперь льготные кредиты смогут выдавать
банки, чей собственный капитал по состоянию на 1 апреля 2009 года был не меньше
70 миллиардов рублей.
При этом главное условие
получение дешевого кредита от правительства останется неизменным - займы
по-прежнему будут выдаваться только на покупку автомобилей, произведенных на
территории России. Однако благодаря почти двукратному увеличению максимальной
стоимости машин, под действие правительственной программы попадет множество
новых моделей, пользующихся популярностью у россиян. Точный перечень
"автомобилей-льготников" Минпромторг пообещал
составить в течение недели, однако мы решили не ждать решения чиновников и
попробовали самостоятельно предположить, какие именно модели имеют шанс
оказаться в "том самом" списке.
Льготники
Для начала давайте
вспомним, какие модели попали в основной
перечень Минпромторга, опубликованный еще в конце февраля этого года. В
этом списке оказались все модели Волжского автозавода - "классика",
"Калины", "Самары" и "Приоры", а также дешевая версия
внедорожника UAZ Hunter. Плюс базовая модификация Ford Focus (цена этой модели
была специально снижена до 349 тысяч рублей), Fiat Albea, Skoda Fabia, Kia
Spectra и Renault Logan (в объявленные рамки "до 350 тысяч"
уместились сразу несколько модификаций французского седана). Однако позже
выяснилось, что в реальности получить льготный кредит можно только на продукцию
"АвтоВАЗа" и на "Логан" - все остальные модели к моменту,
когда банки начали выдавать займы по госпрограмме, ощутимо подорожали.
Теперь же перечень
"льготных" иномарок должен существенно расшириться. К примеру,
собираемый во Всеволожске Ford Focus в комплектации Comfort (с
кондиционером и неплохим списком базового оборудования) стоит от 521 до 585
тысяч рублей (это версии с двигателями от 1,6 до 2,0 литра). А модификацию с
двигателем 1,6 в богатой комплектации Ghia можно купить за 597 тысяч рублей.
По некоторым данным, в
новый список Минпромторга должен попасть и Ford Mondeo, российская
сборка которого была запущена минувшей весной. Сейчас этот автомобиль в базовой
комплектации Core с мотором 1.6 (125 сил) и механической коробкой передач стоит
671 тысячу рублей, однако как пишет газета "Коммерсант", Ford готов снизить стоимость этой версии.
Собираемые на
калининградском "Автоторе" Chevrolet Lacetti также
удовлетворяют озвученным правительством условиям - седаны в России продаются по
цене от 445 до 580 тысяч рублей, а хэтчбеки - от 434 до 569 тысяч рублей. Кроме
того, в новом перечне может оказаться и более доступная модель Aveo (от
380 до 493 тысяч рублей), и даже новейший седан Chevrolet Cruze, выпуск
которого планируется начать на питерском заводе GM уже в сентябре. Цены на
"Круз" пока не объявлены, однако предполагается, что базовые версии
новинки будут стоить заметно дешевле 600 тысяч рублей.
Построенный на одной
платформе с "Крузом" хэтчбек Opel Astra нового поколения тоже
будет собираться в России - на том же заводе GM под Санкт-Петербургом. Поэтому
некоторые эксперты высказали предположение, что "Астра" непременно
окажется в правительственном списке "льготников". Особенно в том
случае, если Сбербанк станет совладельцем марки Opel, выкупив у GM
35-процентный пакет немецкого автопроизводителя.
В новые ценовые рамки
умещаются также внедорожники Chevrolet Niva (от 412 до 486 тысяч рублей)
и UAZ Patriot (от 470 до 580 тысяч рублей за самую дорогую версию).
Меньше 600 тысяч стоят и все модификации пятидверного хэтчбека Kia cee'd
(собирается на "Автоторе") - цены на эту модель начинаются от 499
тысяч рублей.
За 600 тысяч рублей и
меньше в России можно купить две модификации новейшей модели VW Golf VI
- хэтчбек с мотором 1.4 в очень "бедной" комплектации (от 511 тысяч
рублей) или версию VW Golf 1.6 за 591 тысячу рублей. Невысокие цены на эти
машины обусловлены тем, что их крупноузловая сборка налажена на российском
заводе VW под Калугой.
На том же предприятии
собираются и некоторые "Шкоды", благодаря чему под действие
правительственной программы попадают сразу несколько чешских моделей. Например,
новая Octavia с мотором 1.4 (версия с кондиционером стоит 579 тысяч
рублей), все хэтчбеки Skoda Fabia (от 379 до 574 тысяч рублей) и
большинство комплектаций Octavia Tour (от 464 тысяч рублей за версию с
мотором 1.4 до 584 тысяч за универсал с двигателем 1.6).
Таганрогский автозавод,
выпускающий в России Hyundai Accent и Elantra предыдущих
поколений, также рассчитывает оказаться в новом списке Минпромторга.
"Акцент" российской сборки стоит от 359 до 413 тысяч рублей, а
"Элантра" - от 444 до 465 тысяч рублей, причем версию с
"автоматом" можно приобрести всего за 459 тысяч. Кроме того, в
обозначенные правительством рамки попадает и новая модель C100,
разработанная "ТагАЗом" самостоятельно - она будет стоить от 10 до 15
тысяч долларов (от 310 до 465 тысяч рублей).
Наконец, льготный
автокредит можно будет получить на покупку нижегородского седана Volga Siber
- этот автомобиль с двигателем 2,4 и "автоматом" в самой дорогой
комплектации сейчас продается за 557 тысяч рублей.
Поможет?
По данным Минпромторга
на 2 июля 2009 года, в России за 2,5 месяца существования схемы льготного
автокредитования было выдано всего 16 тысяч займов. Для сравнения, при запуске
этой программы чиновники говорили, что до конца 2009 года на льготных условиях
россияне купят 150 тысяч машин.
В понедельник, обсуждая
новые условия льготного автокредитования на заседании президиума правительства,
министр промышленности и торговли Виктор Христенко обнародовал
скорректированные прогнозы - около 120 тысяч машин до конца года. С учетом
"ГАЗелей" и популярных иномарок эта цифра кажется уже более
правдоподобной. Однако существенного влияния на рынок эта программа, как
считают эксперты, не окажет.
По прогнозам аналитиков,
в 2009 году в России будет продано 1,4-1,5 миллиона машин. А с учетом
"льготников" - около 1,6 миллиона. Однако эта цифра все равно окажется
в два раза ниже, чем показатели 2008 года.
К тому же,
правительственные программы стимулирования спроса на новые машины, действующие
в других странах, кажутся куда более действенными. Например, в Германии, где за
сдачу старого автомобиля в утиль и покупку нового дают премию в размере 2500
евро, спрос на машины третий месяц подряд оказывается на 40 процентов выше, чем
в докризисный 2008-й год. Во Франции аналогичная схема вызвала семипроцентный
рост продаж, а в Италии - 12-процентный. Похожие программы сейчас действуют в
Испании, Великобритании и США.
В России "премии за
металлолом" тоже обсуждались правительством - Минприроды предложило
выдавать автовладельцам, сдающим старые машины в утиль, сертификаты на 50 тысяч
рублей, которые можно использовать для получения скидки при покупке нового
автомобиля. Однако дальнейшая судьба этой идеи, поддержку которой ранее выразил
даже Владимир Путин, пока не известна.