Начинающих
автомобилистов будут учить по-новому – с первого июля изменились требования к
образовательным учреждениям, занимающимся подготовкой водителей. Минобразования
РФ утвердило соответствующий документ
еще в декабре прошлого года, однако его вступление в силу было отложено на
полгода – чиновники решили дать автошколам побольше времени на ознакомление с
новыми порядками.
Основной акцент в
новых требованиях сделан на техническом переоборудовании учебных классов и
автомобилей, а также площадок, на которых отрабатываются навыки вождения для
сдачи первого этапа экзамена на получение прав в ГИБДД
Реакция
есть - машина будет
На первый взгляд,
самое интересное новшество, которое благодаря новым требованиям должно
появиться во всех классах подготовки будущих водителей - это
"аппаратно-программные комплексы тестирования и развития
психофизиологических качеств".
Правда, под
громким названием скрывается не громоздкий медицинский аппарат, а обыкновенный
персональный компьютер со специальным программным обеспечением. Которое, по
словам чиновников из Минобразования, позволит ученику проверить собственный
глазомер, внимательность, реакцию на нестандартные ситуации на дороге и другие
"личные качества и особенности", имеющие значение при управлении
автомобилем.
Кроме того,
аппаратно-программный комплекс умеет также "формировать навыки
саморегуляции психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным
средством".
Car video
С первого июля автошколам
придется дооборудовать и учебные автомобили – чиновники хотят, чтобы на каждой
машине были установлены средства аудио- и видеозаписи, а также устройства,
которые непрерывно регистрируют показания приборов машины и действия ученика.
Согласно официальной
версии, с помощью этих записей ученик вместе с инструктором сможет после
занятия изучить и обсудить свои ошибки. Но есть и другое мнение - что таким
образом в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД),
который тоже участвовал в подготовке новых требований к автошколам, пытаются за
счет автошкол решить собственные финансовые проблемы, возникшие после принятия
23 июня новой методики приема экзаменов "на права".
Согласно этому
документу, с ноября 2011 года первый и второй этапы экзамена по вождению должны
будут проводиться на машинах, оборудованных средствами аудио- и видеофиксации
всего происходящего в салоне автомобиля и вокруг него - чтобы исключить
возможность фальсификации результатов экзамена.
Однако у самих
гаишников денег на видеокамеры нет – бюджет на закупку оборудования для сдачи
экзаменов в 2009 году был сокращен в три раза: с 201 до 62 миллионов рублей. Поэтому
если автомобили с видеокамерами в обязательном порядке появятся у всех
автошкол, то Госавтоинспекция сможет существенно сэкономить на этой статье
расходов.
Кстати, в рамках
новой методики приема экзаменов будущему водителю, помимо умения
останавливаться и трогаться на подъеме, выполнять параллельную парковку задним
ходом, проезжать "змейку", выполнять разворот и заезжать "в
гараж", придется также демонстрировать навыки проезда регулируемого
перекрестка. Это означает, что автошколы должны будут потратиться еще и на
установку учебных светофоров на всех площадках.
Спешим медленно
Однако владельцев
автошкол эти траты не пугают. Как рассказала "Ленте.Ру" президент
Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) Татьяна Шутылева, установка
оборудования для аудио- и видеофиксации на учебный автомобиль сейчас обходится
в 90 тысяч рублей. При средней стоимости часа обучения вождению от 700 до 1000
рублей (в Москве) эти затраты для автошкол не кажутся обременительными.
Другое дело -
частные инструкторы на личных автомобилях, которых автошколы привлекали на
договорной основе. Кто будет оплачивать переоборудование их машин - пока не
ясно.
Покупка
аппаратно-программного комплекса тестирования и развития психофизиологических
качеств для нормально функционирующей автошколы - тоже не проблема. Согласно
"требованиям", школе достаточно иметь один такой компьютер, а
специальное программное обеспечение для него обойдется в 100 тысяч рублей. Еще
75 тысяч рублей будет стоить дооборудование существующей учебной площадки
светофорами и знаками.
К тому же, проверка
автошкол на соответствие новым требованиям будет проводиться только при
продлении старой или получении новой лицензии на образовательную деятельность.
Так что окончательный переход к новой системе подготовки водителей завершится
лишь к 2014 году, когда закончится действие лицензий, выданных на максимальный
пятилетний срок в 2009 году.
А это значит, что
в течение ближайших пяти лет практически каждая из работающих сейчас на
российском рынке восьми тысяч автошкол затратит на переоборудование учебных
классов и автоплощадок в среднем 175 тысяч рублей. Если принять, что в каждой
автошколе для обучения вождению используется, в среднем, пять машин, то на
установку средств видео- и аудиозаписи школам потребуется еще 450 тысяч рублей.
Итого, на удовлетворение требований Минобразования к 2014 году будет потрачено
приметно пять миллиардов рублей.
Владельцы
автошкол, естественно, возьмут эти деньги из своего единственного источника
финансирования - из карманов учеников, которым останется лишь "формировать
навыки саморегуляции психоэмоционального состояния" с помощью новеньких
"аппаратно-программных комплексов тестирования и развития
психофизиологических качеств"