Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях на российских дорогах
погибают в среднем 50-60 человек, каждый третий из них – пассажир. По
предварительным результатам переписи-2010, за последние восемь лет
население России сократилось на 2,261 млн. человек. В 2010 году всего в
России умерли 2,031 млн. человек. Из них на дорогах погибли 26 567 –
1,3%. И этих смертей можно было бы избежать.
«Конечно, смертность на дорогах в последние годы снижается, например, в
2008 году в ДТП погибли 29 936 человек, на 12% больше, чем в 2010. Но
цифры все равно очень высокие», - рассказал сегодня журналистом
заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного
движения Министерства внутренних дел Российской Федерации генерал-майор
милиции Владимир Кузин.
Погибших в ДТП можно поделить на три основные группы: водители,
пешеходы и пассажиры. По данным Госавтоинспекции, в 2010 году почти
треть погибших в ДТП – 28,2% – составили пассажиры, которые доверили
свою жизнь и здоровье водителю.
«Многие считают, что от пассажира, как участника дорожного движения, в
автомобиле или автобусе практически ничего не зависит, - отметил
Владимир Кузин. – Пешеход довольно часто сам нарушает правила, однако
даже при этом водитель в большинстве случаев способен повлиять на
ситуацию. Пассажир в автомобиле фактически «заложник». И хорошо, если
ему сказали пристегнуться».
К сожалению, пассажиры зачастую не знают о средствах пассивной
безопасности в автомобиле, не предполагают, что пристегиваться они
должны даже на заднем сиденье, считают, что ребенку «на руках у мамы»
безопаснее, а в результате происходят страшные аварии, о последствиях
которых приходится только сожалеть.
«Сложнее всего попросить знакомого человека снизить скорость, не
обгонять в неположенном месте, вообще сделать ему какое-то замечание,
проявить недоверие, – говорит Владимир Кузин. - Водитель в машине
главный, таков наш менталитет. Пассажир боится попросить водителя ехать
помедленнее, особенно если это близкий человек, родственник. Априори ему
доверяют, даже если на заднем сиденье сидит непристегнутый ребенок, а
водитель-ас лихачит, обгоняя фуру по встречке».
Среди пострадавших в ДТП пассажиров – подавляющее большинство: 37,3%.
«Понятно, почему цифры именно такие, – объясняет Владимир Кузин, –
пассажиров в машине, как правило, несколько человек. Водитель в момент
аварии инстинктивно спасает себя. Пассажиры на задних сиденьях
практически никогда не пристегиваются, многие забывают или не считают
должным пристегивать детей».
И результат – в 2010 году 923 несовершеннолетних пассажира погибли, еще 15 тысяч были ранены».
«Пассажиры имеют право на безопасность перевозки и должны требовать от
водителей соблюдения Правил дорожного движения, – уверен замруководителя
Госавтоинспекции. – Если они будут преодолевать свой страх, осознают
свои права, выскажут свои замечания, а в некоторых случаях и требования,
выполняя при этом возложенные на них Правилами дорожного движения
обязанности, то количество жертв на дорогах реально снизится».
www.gibdd.ru